Воскресенье, 22 Октября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Указ N376 декларирует уход от плановых проверок, сокращение контрольных органов, проведение проверок без приостановления бизнеса и т.д. Чтобы это значило?
введут новые основания для проверок
ничего, функции КГК не урезаны
из 1703 контрольных органов останется 1700
задания по штрафам не отменены
ничего, суть госсистемы РБ - тотальный контроль
для бизнеса наступают райские времена
БелГазета-online. Тема дня

«Статья 75» - новый проект «БелГазеты»

11.02.2017

Беларусь, 2017г. Свыше 34 тыс. граждан содержатся в 18 исправительных колониях, 7 следственных изоляторах (СИЗО) и 3 тюрьмах - так называемых местах лишения свободы. Про отечественную пенитенциарную систему написано достаточно горьких, критических, эмоциональных слов. Нас интересует не она, а люди, которые оказываются в ней, их жизни и судьбы.

Значительная часть граждан, находящихся в местах лишения свободы, еще не признаны виновными и не являются осужденными. Они - подследственные, подозреваемые или обвиняемые. Увы, при принятии решения об ограничении свободы и вынесении приговоров следственные органы и суды далеко не всегда руководствуются принципами справедливости, гуманизма и соразмерности наказания, а суды присяжных, о появлении которых говорил и глава государства, пока в Беларуси отсутствуют.

В итоге люди, пока не признанные преступниками, еще не осужденные и не приговоренные, зачастую просто подозреваемые или, как сейчас модно говорить, «фигуранты дела», по сути, отбывают наказание, хотя его никто не назначал, а само инкриминируемое им преступление еще даже не расследовано. В такой ситуации заключение в СИЗО на время следствия нередко предопределяет исход этого следствия, не говоря уже о дальнейшем судебном разбирательстве.

Справка «БелГазеты». Согласно ст.75 УК РБ, «срок содержания под стражей и срок домашнего ареста засчитываются судом в срок наказания. При этом 1 день содержания под стражей и 2 дня домашнего ареста соответствуют: 1) 1 дню ареста или лишения свободы; 2) 2 дням ограничения свободы; 3) 3 дням исправительных работ или ограничения по военной службе; 4) 24 часам общественных работ».

Согласно ст.190 УПК РБ, «предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу». При этом «срок предварительного следствия… может быть продлен прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, до 3 месяцев. Прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, срок продлевается до 6 месяцев».

Выполняет ли при таком положении вещей пенитенциарная система свою основную задачу? Или вместо профилактики преступлений её действия (и бездействия тоже) ведут к росту рецидивов? Служит ли при такой правоприменительной практике правоохранительная и судебная системы в РБ защите прав и свобод граждан? Или действующее законодательство и практика его применения позволяют превратить закон и стоящий на его страже репрессивный аппарат государства в инструмент устрашения и достижения отдельными облаченными властью госслужащими личных, нередко сугубо корыстных целей?

Ответить на эти вопросы можно только в процессе широкого общественного диалога, открытого для всех заинтересованных сторон.

Проблема в том, что, попав в поле зрения правоохранительных органов, гражданин априори переходит в разряд виновных. Нередко в данную категорию он попадает, будучи не то что свидетелем, но даже и потерпевшим. Абсурд? Однако юристы подтвердят: таких случаев немало. Если ты арестован и в статусе подозреваемого или обвиняемого попал в тяжелейшие условия СИЗО, заинтересованному должностному лицу достаточно легко сделать эти условия попросту бесчеловечными, предрешив твою участь еще до суда. Не потому ли в нашей стране суды выносят всего лишь 0,2% оправдательных приговоров, в то время как в соседней Польше - в 300 раз более, 55%?

При этом определенный УПК РБ срок пребывания в СИЗО (2 месяца) зачастую продлевается. Иногда - на годы. Для обоснования продления сроков следствия и содержания под стражей используется стандартная формулировка: «В связи с необходимыми проводимыми оперативными действиями». Проводятся ли оперативные действия и насколько они необходимы, как правило, можно выяснить лишь постфактум, изучая уголовные дела и по датам отслеживая, когда, кем и какие мероприятия осуществлялись по делу.

При принятии решения об аресте и заключении под стражу до суда ни личность гражданина, ни смягчающие обстоятельства (положительная характеристика, болезнь заключенного или родных, наличие иждивенцев и т.п.) не играют никакой роли. Да и само помещение граждан в СИЗО нередко не обосновано ни тяжестью, ни составом инкриминируемых им преступлений.

При таком положении вещей заключение и длительное содержание под стражей, необоснованное продление сроков и затягивание предварительного следствия превращаются в мощный, не знающий жалости, но крайне действенный инструмент давления на граждан, членов их семей и близких. В этом контексте все перечисленные шаги преследуют одну-единственную цель - сломать человека как личность, взять его измором, получить необходимые следствию (но при этом далеко не всегда достоверные) информацию и показания для успешного закрытия дела, посадки, получения очередного звания недобросовестным следователем и т.п.

По традиции огромное количество приговоров у нас выносится только на основании показаний, в т.ч. признательных. Для «полноты следствия» этого хватает, благо не нужно утруждать себя сбором доказательной базы. Именно поэтому условия содержания граждан в СИЗО зачастую унижают человеческое достоинство, не соответствуют минимальным санитарным нормам и при этом год от года не улучшаются, а сами изоляторы переполнены.

«БелГазета» начинает дискуссию о том, почему такая ситуация существует и что нужно для её преодоления. Хороший пример подали украинские законодатели, внеся в закон изменения, предусматривающие «зачёт срока содержания под стражей (в СИЗО) судом в срок наказания по правилу «день за два». Увеличение коэффициента зачета нахождения под стражей они обосновали социальной справедливостью, необходимостью прекращения неоправданного длительного содержания граждан СИЗО и снятия нагрузки со следственных изоляторов, что улучшит условия содержания находящихся там лиц.

Понятно, что смягчение одной процессуальной нормы, даже облегчив жизнь тысячам людей, вряд ли решит проблему во всей её сложности. Поэтому «БелГазета» приглашает читателей принять участие в дискуссии вокруг ст.75 УК РБ всех, кому есть что сказать по этой теме, кто разделяет нашу надежду сделать законодательство и правоприменительную практику РБ более эффективными, гуманными и современными. Мы будем рады услышать мнения и предложения юристов, правоохранителей, правозащитников и, конечно же, вчерашних заключенных. Мы убеждены, что в выигрыше от изменения существующей практики досудебного содержания под стражей окажется все наше общество - и государство, и бизнес, и правоохранительные структуры, и рядовые граждане.

Предложения об участии в проекте «БелГазеты» «Статья 75» высылайте по e-mail 75@bg.org.by или почтовому адресу редакции.

Комментарии
  1. Геннадий 15.02.2017 13:29

    Поддерживаю данную инициативу - двумя руками. Дело это - БОЛЬШОЕ и ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНОЕ (но и не простое). Сколько судеб людей загублено "карательной машиной" в жерновах "повышения раскрываемости" и "улучшения статистики применения статей УК"?!. Но все мы понимаем, что четвертой власти у нас - нет, и подвижки, и изменения в законодательстве (причем на удивление - очень оперативные) могут быть только в нескольких случаях: когда это является условием при выделении государству валютного кредита, и когда само государство в этом заинтересовано, т.е. когда СК, МВД и Прокуратура - скажут "ДА, это нужно менять". Поэтому следует к вектору приложения усилий добавить два направления: 1) вовлечь в процесс общественных слушаний не только перечисленные Вами стороны, но и силовиков, в том числе из рядов пенитенциарной системы - чтобы и "процесс был открытым" и результат был настоящий; 2) привлечь внимание европейских наблюдателей, чтобы к формулировке требований ЕС об отмене смертной казни добавилась фраза типа "снизить сроки и количество содержания под стражей на стадиях досудебного рассмотрения дел"... а еще не помешает дополнение "обеспечить статистическое подтверждение механизма презумпции невиновности".

  2. Josephetell 23.02.2017 13:50

    Я уже посмотрел этот фильм на нормальном сайте, просто супер, не зря его так долго ждал! Кто ещё не видел, смотрим здесь, ребята - HD17.RU

Добавить комментарий
Проверочный код