Прошедшие конференции
NUTEKI
участники национального отбора на «Евровидение-2014»
Сергей Дудчик
замначальника ГАИ Фрунзенского района Минска, майор милиции
Леонид Заико
экономист, руководитель РОО «Аналитический центр «Стратегия»
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Online-конференция
Андрей Кудиненко
режиссер фильмов "Масакра", "Оккупация. Мистерии", сериала "Кадетство" и др.

Ответы Андрея Кудиненко на вопросы посетителей belgazeta.by:

- здравствуйте! хочу сначала сказать Вам БОЛЬШОЕ СПАСИБО за то, что вы делаете для нашего неинтересного в большинстве своем и никому неизвестного белорусского кинематографа. у меня три вопроса 1) смотрела Ваше "кадетство", потом "масакру". снимали какбудто два разных человека. с вамичто-то случилось? или мне как непрофессионалу показалось, что это разные вещи? 2) вы работаете на москву... как вам там? (большая конкуренция наверное) планируете выходить на европу, Штаты? 3) вы дружите с еще одним знаменитым нашим соотечественником по кино - Курейчиком Андреем? как вам его работы? есть ли какое-то белорусское сообщество в российском кинематографе? СПАСИБО!!! лiсiчка FOXY

- Здравствуйте! Спасибо Вам за восторженную (а может по-лисьи лукавую?) оценку моей пока довольно скромной кинодеятельности.

1. Сериал «Кадетство» - это проект телеканала СТС, где я работал режиссером- постановщиком чуть более трех месяцев. Он идейно и эстетически придуман и был создан нашими земляками – «КВН»щиками: ген.продюсером В.Муруговым, руководителем сценарной группы Л.Купридо , а также креативным продюсером и режиссером в одном лице С.Арлановым. Я влился в их коллектив на короткое время во втором сезоне и благодарен ребятам, что получил неоценимый производственный опыт. Никакого там пронзительного творчества нет – это ремесло в чистом виде. Снимали сериал больше пяти режиссеров, и поэтому отклоняться от выбранной формы работы и эстетики было недопустимо, чтоб материал не получился разнородным. Этот опыт необходим для начинающего взрослую жизнь кинематографиста, но, главное, не переборщить с этим опытом – это все-таки конвейерная технология.

2. Смешно в современном мире слышать для режиссера: «работаешь на Москву» или «когда вернешься». Это, как спросить Вуди Аллена: почему он работает то на Лондон, то на Барселону, то на Париж, и когда он вернется в Америку... «Масакра» изначально задумывался как белорусско-российско-польский проект, со съемками в Польше и у нас, но грянул мировой финансовый кризис, часть партнеров отпало, и срочно пришлось менять формат и бюджет, опираясь только на свои силы. В данный момент я активно ищу партнеров и веду переговоры по поводу копродукции в Европе, надеюсь, что все сложится, и снимать будем в следующем году не только в Беларуси, но и в Польше и в Германии.

3. Благодаря Андрею я познакомился и сотрудничал с продюсером и режиссером Павлом Лунгиным (как раз из-за съемок в его студии фильма «Розыгрыш» я и ушел раньше времени из проекта «Кадетство»), у меня в «Оккупации», до этого, он блистательно сыграл одну из своих первых ролей в кино. В нашем искусстве так мало ярких и незаурядных фигур, одна из них – Курейчик. Только, жду не дождусь, когда он перейдет в другую «весовую» категорию, ведь кино – это еще и шок, и прозрение, и новое знание о человеке, а не только бокс-офис.

4. В кино сообществ белорусских таких устойчивых как на телевидении (см. пункт 1) нет. Кино штучная вещь – собрались и через миг разбежались. Когда снимал на «Мосфильме» художником–постановщиком у меня была наша Наталья Навоенко, сценарист – Саша Качан, главный герой(!) – актер Женя Дмитриев, музыкальный продюсер – Женя Колмыков, к этому плюсуем декоратора, его помощника, рабочего – ну чем не сообщество?

- почему в Беларуси нет стоящих арт-хаусных проектов? у нас нет проблем? или такие проекты просто неокупаемы и снимать их могут только западные буржуи? спасибо. килька в масле

- Надо разобраться, что имеет в виду «Килька в масле» под понятием «арт-хаус».

Это то, что скучно, невыносимо и съедобно только для очень узкого круга киногурманов? Фестивальное кино? Маргинальное? Андеграундное? Авторское? Независимое? Или имеющее отношение к искусству (арт – это искусство)? Спилберг – это искусство? А Хичкок? До конца 50-х годов он считался коммерческим ремесленником, попсой («килькой в томате»), жанровым режиссером и никак не автором, не художником. Любимая его актриса Ингрид Бергман, выйдя замуж за Росселлини, снобистски брезговала сниматься в Голливуде, а в истории кино она осталась в священном пантеоне кинодив благодаря именно своим американским ролям. Есть такое меткое высказывание одного уважаемого фестивального отборщика: так называемое фестивальное кино - тоже коммерческое кино, но сделанное в жанре некоммерческого...

Настоящее кино должно вызывать эмоции. И оно находится на пересечении вертикали («высокого», «авторского», «духовного» и т.п.) и горизонтали («зрительского», «коммерческого», «жанрового» и т.п.).

Вернемся к тому, что в Беларуси кинематографа вообще нет. Кинематограф - это процесс, жизнь, питающая себя и «снизу» (народное самодеятельное творчество), и «сверху» (гос.поддержка, заказ).

У нас есть отдельные фильмы и отдельные кинематографисты, а кино нет. В советское время было. Но та система ушла, и модель, которая в Беларуси продолжает искусственно поддерживаться, которая была эффективна в советское время, абсолютно не работает. Это такое состояние комы, когда отключение от питающего аппарата уже безжизненного тела считается почему-то преступлением. Причем решиться на это должно государство. Время вертикального мира, монопольного производства ушло. Сейчас глобалистская эпоха, экономика свободного малого и среднего бизнеса. Пусть реконструируется студия в кинофабрику, сама зарабатывает, делает копродукцию, оказывает услуги и т.д., а деньги налогоплательщиков идут на честный конкурс бизнес-проектов среди независимых студий. Это будет частичное финансирование, безвозмездное, причем. Все прозрачно, чтоб было, и конкурс, и проверки и отчеты. Появится и арт-хаус, и жанровое кино и новые имена.

- ЗДРАВСТВУЙТЕ АНДРЕЙ!!! какой последний фильм вам очень понравился? так, ЧТОБЫ АЖ ДУХ ЗАХВАТИЛО? )

- Английский фильм «Четыре льва» - такой отважный взгляд на сложную и опасную тему.

Безусловный шедевр таинственного Бэнкси «Вход через посудную лавку» (предлагаю поклонникам фильма посмотреть вдогонку «Фальшивку» Орсона Уэллса).

Поразил последний фильм переживающего новое вдохновение 73-летнего Лелюша «Женщина и мужчины». Понравилась кинобиография моего любимого поэта и музыканта Сержа Генсбура.

Это все рискованные темы, отважные эксперименты. И, возвращаясь к предыдущему вопросу, это ли не артхаус? Хотя очень зрительское кино, и довольно коммерчески оправданное.

- Андрей, здравствуйте. Не секрет, что "Масакру" ждали, в надежде на новое слово в белорусском кинематографе. Фильм получил неоднозначные отзывы у зрителей и критиков. Стало понятно, что ожидали все таки большего. Скажите, как Вы сами оцениваете свою картину? Ольга

- Для меня это как бородинская битва, во всех смыслах. Нас учили в школе, что там победила русская армия, но почему-то отступила, дала сжечь дотла столицу, правда, потом гнала врага до Парижа, почти не вступая в бой.

«Масакра», в основном, наспех и не до конца прочитанная, не под тем ракурсом воспринятая картина.

Чего-то напридумывали в ожидании. Нельзя вылезти из болотной трясины и тут же, не обсохнув, рвануть на стометровке мировой рекорд. Скажите спасибо, братцы, за то, что не утонули... Уверен, она, как хорошее вино, с годами наберет нужный аромат и займет свое достойное место.

Как для режиссера и начинающего продюсера для меня «Масакра» - безусловный шаг вперед с точки зрения понимания профессии, «островок будущего». К тому же фильм создал национальный оригинальный бренд – Бульба-хоррор, Бульба-муви... да и само название фильма стало для многих часто используемым нарицательным в сети.

Неожиданно хорошо принимают поляки и украинцы. Самый популярный украинский канал «Интер» уже купил фильм, на показе в Варшаве была более, чем живая реакция. Украинцы в Колумбийском университете организовали в киноклубе некоммерческий показ, и вот уже по просьбам, фильм был показан в Нью-Йорке повторно.

- привет Вам из Радошкович, где вы снимали Мистерию. Приезжайте еще) Андрей

- И всем нашим друзьям и знакомым, Андрей, в Радошковичах привет и спасибо! Надеюсь приехать на съемки к вам еще раз.

- Шмат чуў пра варшаўскі фестываль "Бульбамуві", але, збольшага, у СМІ праходзіла агульная інфармацыя без падрабязнасцяў. Вашыя фільмы там былі шырока прэзентаваныя. Як вам фестываль? Гэта сапраўды фестываль, які можа стаць штогадовым, ці ўсё ж разавая акцыя? Увогуле, як палякі на нашае беларускае кіно рэагавалі? Жыхар Менска

- Я, к сожалению, по семейным обстоятельствам, не смог присутствовать. Все проходило в культовом кинотеатре «Луна» в самом центре Варшавы. Была интересная программа белорусского молодого видео-арта, документального кино. Показали три моих полнометражных картины – «Оккупацию», «Розыгрыш» и «Масакру». По свидетельству кинокритика Андрея Расинского был полный зал, очень насыщенное обсуждение и пресс-конференция после просмотра. Кстати, название фестиваля появилось благодаря «Масакре». И, по словам организаторов, благодаря интересу зрителей и прессы, фестиваль планирует стать ежегодным смотром белорусского кино-и видеоискусства. Есть такой раз в два года форум в Бресте, организованный Министерством культуры, но там участвует только государственная визуальная продукция, а тут без ограничений и рамок, самое яркое и талантливое. И это чуть ли не единственное из позитивного у нас в кино – «просыпание» фестивальной деятельности: интересный фестиваль фильмов снятых на мобильник провел в этом году Вэлком, «Киноварка» вырастает в серьезный форум, вот и поляки, с польскими белорусами вносят свой вклад.

- Андрей, вы много пьете? Каждый день? И еще интересно, какой напиток предпочитаете? Гоголь-моголь

- Есть такой стереотип: «киношники много пьют». А кто не пьет? Военные, медики, даже спортсмены - «мама, не горюй!».

А каждый день и гоголь-моголь не полезет, хоть полезен. Мы ж не южные народы, итальянцы и греки, для которых вино необходимая и составная часть еды.

Тот же Гоголь, трезвенник, кстати, живший большей частью в Риме, утверждал, что не очень-то доверяет непьющим людям (в итоге это вылилось в патологическое недоверие к самому себе и кончилось печально: сжиганием второго тома «Мертвых душ» и категорическим отказом от своего таланта).

Алкоголь для славян вещь сакральная, как секс, мат, арт. Может озарить, а может раздавить. Штука крайне опасная и сугубо индивидуальная. Поделюсь опытом, что снимать кино, как и смотреть, «вмазанным» строго не рекомендуется. Не в коня будет корм. А вот для коммуникации, первого знакомства, для «мозгового штурма», поиска нестандартного решения в период рождения сценария... Для последнеперечисленного , например, совсем не подходит ни расслабляющее пиво, ни философское вино. Активная водка хороша будет первые сто пятьдесят граммов, а дальше только запутанней, обманчивее, дурнее станет, а вот хороший неспешный коньяк (в меру конечно)– то, что надо.

- Андрей, вас какое кино воспитало как режиссера? Ну, конкретно, если можно какие фильмы и при каких обстоятельствах вы их увидели? С.Д.

- В детстве я, как и все советские школьники, пропадал в кино. Тогда любимыми были фильмы с Делоном, Винтурой, Маре, Бельмондо и Челентано. Особенно поразил «Кинг Конг». И почти каждый день с мамой смотрел советский фильм (драмы –мелодрамы, в основном) после программы «Время».

После на нас хлынул поток видеопродукции, и спешно, по три-семь фильмов в день (иногда с перемоткой), мы поглощали все подряд, многие фильмы из киноклассики, что показывали позже нам в Академии, оказалось, я уже смотрел и знал, но как-то смазано, отрывками.

Когда учился уже в Киеве, в политехе, там был 7 канал, который по вечерам крутил альтернативное кино, вот тогда «запал» на французскую «новую волну». Как почти все тогда любители кино восьмидесятых переболел Тарковским.

Очень люблю период начала 30—х, когда только появился звук. Там что не фильм - то жемчужина: «Окраина», «Мы из Кронштадта»...

Из любимых фильмов еще –«Ноль за поведение» Виго, «Пепел и алмаз» Вайды, «На последнем дыхании» Годара, «Пугало» Шацберга.

Великолепный период –голливудское кино 70-х, начала 80-х(Скорсезе, де Пальма, Кополла, Богданович, Олтмен, Фридкин) – последний форпост «чистого» кино, где авторское и жанровое начала слиты воедино.

Из белорусского – фильмы на столетия: «До завтра» Тарича, «Родом из детства» Турова, «Восточный коридор» Виноградова, «Последнее лето детства» Рубинчика, «Чужая вотчина» Рыбарева, «Франка» Зайцева, «Вечный муж» Морковского.

Из нового молодого белорусского –короткие метры: «Провинциал» Осмоловского и «Герой» Зарубы с великолепным Ткачовым в главной роли, это открытие для меня нашего артиста (фильм в конкурсной программе фестиваля «Киноварка»)

Всем спасибо за вопросы! Будьте любопытными и активными! Снимайте кино сами, «без разрешения», вне лукавых продюсеров и раздутых бюджетов! На мобильник, фотоаппарат, видеокамеру, участвуйте в фестивалях, пишите сценарии, предлагайте, и только тогда, когда «снизу» пойдет волна, будет у нас новое белорусское кино. Жду конкурентов! А.Кудиненко.