Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чего вы ждёте от 2018г.?
ухудшения экономической ситуации в стране
зарплаты в BYN1000
прибавления в семье
массовых акций протеста
смены власти в стране
эмиграции
новых взяток
айфона последней модели
открытия собственного бизнеса
Между Оруэллом и Платоном
22.12.2017, Павел Усов

Многие философы пытались придумать образ идеального государства, в котором граждане жили бы в согласии и гармонии, а их место в обществе, социальные обязанности были бы строго регламентированы в целях достижения общего блага. Одно из первых идеальных государств было описано афинским философом Платоном, которое столетия спустя рассматривали как прототип тоталитарного государства. Причиной для такой оценки платоновского государства служило довольно жесткое разделение общества на три класса, где власть находилась в руках довольно ограниченной группы лиц - философов.

Такая негативная оценка «Государства» Платона привела к тому, что сегодня довольно часто его концепция механически переносится на белорусскую политическую реальность. Якобы в Беларуси существует каста избранных, на которую батрачит большинство бесправных граждан страны под пристальной охраной «стражей». 

Однако, на мой взгляд, белорусская государственная система - это скорее антиутопия, которая далека от идеала Платона и больше схожа с тем образом, который был нарисован Джорджем Оруэллом в его книге «1984».

Стоит начать с того, что в платоновском государстве обществом управляют философы: люди, которые понимают, что такое общественное благо и добродетель и как достичь процветания государства, т.е. общества. Правителями их делала мудрость, а не воля (выбор) народа, который зачастую идет вразрез с разумом и мудростью.

На мой взгляд, выдвижение философов на роль высших правителей связана еще и с тем, что политика и власть сама по себе являются коварными сущностями. Поэтому ими могут заниматься только философы, которые в своей мудрости смогут устоять перед искушениями власти.

Для философов власть представляется не целью, а средством. Безусловно, это делает политику закрытой областью (недемократичной), которой призваны заниматься лучшие.

Однако благодаря философам «политика» становится благородным, священным занятием, которое в состоянии избавить общество от внутренних смут и неурядиц. Таким образом, государство, по Платону, строится только на мудрости и знании, а не на насилии. Те же воины были обязаны защищать идеальное государство исключительно от внешних угроз, а не служить защитой философов-правителей от граждан.

В свою очередь, опора на внутреннее насилие является ключевым элементом в устройстве тоталитарных и авторитарных государствах, в т.ч. белорусского. Зачем нужна мудрость управления, когда людей можно просто заставить выполнять волю правителя дубинами или штыками?

Именно так управляется оруэллская ферма-государство, где во главе стоят свиньи.

Правителям «фермы» чужда философия (мудрость), как и философы. Последних они боятся и стремятся от них избавиться, как от чуждого классового элемента, чтобы философы не поставили под сомнение правильность выбранного пути и не «растлевали» сознание овец.

Безусловно, правители-свиньи, назовем их «антифилософы», формируют свое собственное видение «блага» и государства, а также принципы управления им. В государстве антифилософов все поставлено с ног на голову, в нем философы находятся как раз в самом низу социальной ступени, они изгои и враги. Я не говорю о тех, кто инкорпорирован в систему и согласился служить ей тем, что убеждают сограждан в ее социальной справедливости.

Государство не рассматривается как совместный, общественный организм, который служит достижению общего блага и социальной гармонии. Оно и не может вообще пониматься, мыслиться антифилософами, т.к. они далеки от процессов мышления и понимания. В государстве антифилософов все гораздо просто и прозаично, все оценивается через категорию «корыта» и возможности доступа к нему.

«Корыто» - это сумма благ, которые оказались в руках антифилософов после того, как они волею случая пришли к власти и узурпировали ее. Соответственно, государство устроено таким образом, чтобы обеспечивать неиссякаемость и сохранность благ для антифилософов. Власть - это цель, т.к. равноценна
«корыту».

Государство также принуждает «производителей благ» (основную массу населения) к работе и безоговорочному послушанию при помощи особой группы надсмотрщиков-воинов, которые поддерживают внутреннее насилие в обществе.

В государстве антифилософов политика также превращается в закрытое недемократическое пространство. Эта закрытость усиливается еще и тем, что население, видя тех, кто находится у власти, приходит к убеждению, что политика является грязным делом и что ею могут заниматься исключительно проходимцы, но никак не мудрецы.

К сожалению, Беларусь и белорусское общество сегодня функционируют в условии фермы и путь к мудрому государству или государству мудрецов пока для нас недосягаем.

Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции

 

Комментарии
  1. Anatol Starkou 22.12.2017 15:14

    Павел Усов: "К сожалению, Беларусь и белорусское общество сегодня функционируют в условии фермы и путь к мудрому государству или государству мудрецов пока для нас недосягаем." Гэта такая Беларусь яму бачыцца з Польшчы, дзе далі хлопцу тамтэйшую навуковую ступень, і дзе ён адпрацоўвае яе байкамі-артыкуламі пра часы Платона і тагачасных філёсафаў, якія ў мроях стваралі дзяржаву, якая, "по Платону, строится только на мудрости и знании, а не на насилии" і ў якой "воины были обязаны защищать идеальное государство исключительно от внешних угроз". Дзяржава, бач-ты, ідэальная, а ворагі ў яе рэальныя... Дзяржава гэта ўлада, пан польскі навукоўца. Ёсць улада - ёсць дзяржава, няма ўлады - гэта ўжо не дзяржава, а вечны майдан, безуладдзе. Некаторыя народы мелі дзяржаву з даўніх часоў, а напрыклад беларусам дзяржаўнасць звалілася на карак нядаўна. Таму першыя ментальна сталі дзяржаўнымі людзьмі звацца даўным-даўно, а беларусы й па сённяшні дзень не разумеюць на фіга казе баян, а беларусам дзяржаўнасць. Таму ў нас падчас і пасля краху СССР з'явілася бел-чырвона-белая адраджэнская пена, затым беларускія ЕэСаўцы, потым вось такія польскія навукоўцы, як ты Павал, дый Праграма Каліноўскага к таму часу падаспела, каб рыхтаваць глебу для беларускага майдану, з мэтай разбурэння палітычных асноў юнай маладой беларускай дзяржавы, якую стварае існая беларуская ўлада, якую абраў беларускі народ і тым самым даверыў стварэнне беларускай дзяржавы. І сёння беларусы маюць дзяржаву таму, што ёсць беларуская ўлада, і ёй па барабану як сістэму беларускай ўлады называюць такія як ты, Павал, польскія платонаўцы і іншыя бел-чырвона-белыя змагары.

  2. Усаў Павел 23.12.2017 12:09

    Паважаны спадар Старкоў, чаму ж вы для свайго камфортнага жыцця абралі Бронкс, а не Мінск, чаму не жадаеце жыць і працавац "дэмакратычна абранай уладзе"? Вяртайцеся! Вас там вельмі чакаюць! А потым будзеце мне распавядаць пра "юнаю і маладую беларускую дзяржаву"

  3. Anatol Starkou 23.12.2017 14:11

    Пра юнаю і маладую беларускую дзяржаву, Павал, я распавядаю чытачам БелГазеты, а не табе асабіста. Што датычыцца Бронкса... Прыехаў у Нью Ёрк у лістападзе 2002 у Нью Ёрк да дачкі, паглядзеў і зразумеў куды адправіў сваё адзінае дзіця, вярнуўся праз два месяцы ў Мінск (бо віза была на 2 месяцы) і праз месяц у студзені 2003 ізноў вярнуўся ў Нью Ёрк, каб дапамагчы дачцэ ўладкавацца ў Штатах. Праз паўгода прыехала жонка з Мінску. Заставацца ў ЗША не меў намеру, але так карта лягла надалей, што я быў вымушаны застацца ў Нью Ёрку - захварэла на рак мая жонка і цягам некалькіх год тутэйшыя лекары яе не выратавалі. Дачка выйшла замуж, нарадзіла двух унукаў і вось так я застаўся ў Амерыцы, дзе ўсё маё, а менавіта: ўзрост 66 гадоў, жонка пахаваная на могілках недалёка ад Бронкса, праца, кватэра, сям'я дачкі і ўнукі ў гадзіне на поездзе ад мяне і Нью Ёрка. А што мяне чакае ў Мінску ў 66 гадоў? Нічога. Хіба што пенсія, якую шмат верагодна ніколі не ўбачу. Але вось жыццё-быццё амерыканскае бачу нядрэнна адсюль з небаскробаў Нью Ёрка, распавядаю аб ім у беларускім сеціве, дый адсюль жа з Штатаў разглядаю жыццё-быццё на Беларусі. Памятаю, застаючыся грамадзянінам Беларусі, важкую запаведзь эмігранта: НЕ НАШКОДЗЬ РАДЗІМЕ. Прапаную і табе яе вывучыць напамяць. Бо ўсе твае публікацыі (не толькі тут, а і ў любым іншым месцы інэта) кажуць адваротнае і шкода Радзіме праз іх бачная. Й не з-за твайго не разуменьня палітыкі партыі і беларускага ўраду, а з-за памылкова абранага табой ідэалагічнага антыбеларускага накірунку светапоглядаў на наша беларускае жыццё. Падумай, Павал, і паспрабуй убачыць у беларускай уладзе беларускую ўладу. Тады й дзяржава, якой улада кіруе, стане для цябе беларускай, роднай, юнай, якую эмігранту трэба любіць.

  4. gdm-by 23.12.2017 17:32

    Павел усов . Не обращайте на anatol starkou внимания . Он известный троль правительственно- кгбэшный !

Добавить комментарий
Проверочный код