Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент внес поправки в декрет о предупреждении социального иждивенчества. Кого еще следует признать тунеядцами?
утративших доверие высокопоставленных чиновников
не сдавших сессию студентов
не выполнивших план по административным протоколам милиционеров
руководителей убыточных госпредприятий
проваливших медальные планы спортсменов и тренеров
депутатов всех уровней
Скандалы под термошубой
28.12.2016, Владимир Новосяд

Законодательство и ТКП в Беларуси  находятся в руках исполнительных и распорядительных органов, которые едва ли не ежегодно могут вносить различные правки в нормативные документы в соответствии со своими финансовыми возможностями. Мол, в стране кризис, дорогу положим и дом отремонтируем, но в следующем году. Отсюда и получаются нестыковки, приводящие к конфликтам.

В Серебрянке был случай, когда в одном доме в процессе капремонта поменяли окна и произвели утепление термошубой, а в соседнем доме (той же серии и такого же года постройки), который на капремонт поставили в следующем году, этих работ не производилось. В результате случился конфликт между жильцами этих домов - они перестали друг с другом общаться, хотя решение принимали районные власти.

Такие истории случаются исключительно в домах, находящихся на обслуживании у государства: жильцы, по сути, не являются хозяевами своего дома, и основной массе по барабану, что с их жильем будут делать. В результате госорганы свободно себя чувствуют: могут не уведомить о проведении мероприятий по капремонту соответствующим образом, могут в любой момент поменять объем производимых работ и т.д. Поэтому ситуация критичная: такие капремонты никоим образом не решают проблемы реновации жилья, это латание дыр. Хотя та же тепловая реабилитация - это не столько внедрение ресурсосберегающих технологий как таковое, это вопросы национальной безопасности. Мы порядка $5 млрд. должны только по процентам за кредиты, наши долги в основном связаны с необходимостью покрыть бюджетную сферу, а она сама эти долги и создает, в т.ч. за счет дотаций по энергоресурсам.

Проблему надо решать от частного к общему: создать спецфонд, в котором аккумулировались бы все финансовые ресурсы граждан из домов, находящихся на обслуживании у государства. А государство в свою очередь в рамках этого фонда может обратиться в Еврокомиссию и выстроить работу аналогично, как это делается в странах Евросоюза: 40% средств наших, 60% - ваших. Интерес Евросоюза очевиден: раз мы даем деньги, значит, выстраиваем работу по международным стандартам - приносим свои технологии, выполняем работы соответствующим образом. Это отличный способ привлечения инвестиций: капремонт с учетом постоянных инноваций, приходящих на рынок, везде считается перспективной отраслью, и только у нас все затухает…

У нас же о создании фонда речи не ведется, а отчисления на капремонт рассматриваются как косвенный налог для латания дыр в местных бюджетах. В итоге средств, ежегодно поступающих на капремонт, становится все меньше, работы выполняются все хуже. Местные власти в этом виноваты сами, поскольку до сих пор не наладили контакт с владельцами жилья и не исполняют статью Жилищного кодекса, согласно которой не позднее мая 2013г. во всех домах, где проживает 2 и более собственников, должны были быть созданы товарищества собственников. Если в доме создано юрлицо, гораздо проще вести переговоры по данным видам работ. Когда дом находится на самообслуживании, все проблемы фиксировались бы на ранних стадиях, товарищество требовало бы исполнения определенных норм и добивалось бы устраивающего его решения.

В данном случае с домом N7 по ул. Жудро ситуация более сложная: люди не были в комиссиях, принимавших решения, они вынуждены бить по хвостам. Хорошо, когда в домах есть инициативные люди, которые посредством связей, навыков и умений начинают раскручивать клубок в другую сторону. В этой ситуации надо бить во все колокола и помнить, что лишних писем не бывает - надо писать в различные инстанции. Если делом заинтересуются правоохранительные органы, они вряд ли будут заниматься только одним домом: они прекрасно понимают, как функционирует отрасль, и будут работать широким бреднем. Когда организацией и проведением капремонтов занимаются госорганы, они имеют в своем распоряжении достаточное количество финансовых ресурсов, проводят тендеры, назначают на работы те или иные подрядные организации. Это дома со статусом юрлица могут самостоятельно идти на рынок искать исполнителя по разным видам работ, в домах без юридического статуса все решает чиновник. А где чиновник распоряжается деньгами, там имеет смысл говорить об освоении финансовых ресурсов. По-другому в этой системе работать сложно.

 

Добавить комментарий
Проверочный код