Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Чем это грозит Беларуси в случае отказа от смены логистики?
сокращением поставок нефти из РФ
введением РФ пошлин на нефть
ростом экспорта из РБ нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей
российские войска останутся в РБ после «Запада-2017»
ничем, накануне выборов Путин не пойдет на конфликт с Минском
«Оскар» mutantur
08.03.2017, Дмитрий Растаев

В своей предыдущей - предоскаровской - колонке я предположил, за какие достижения «Ла-ла ленд» достоин взять «Оскара», а за какие нет. Все так и вышло: и Шазелл стал лучшим режиссером, и «Эммочке статуэточка» досталась, и песенки с художествами не остались без сладкого. Но лучшим фильмом «Ла-ла ленд» не стал, хотя, казалось бы, все к тому шло - такой шумихи вокруг соискателя главной статуэтки СМИ не поднимали уже давно. Ну да, шумиха шумихой, а предпочтения академиков зиждутся все же не на журнальных публикациях.

В своем предыдущем обзоре я не упомянул «Лунный свет», поскольку тогда еще не успел его посмотреть. К просмотру его я приступил - вот же совпадение! - буквально за час до начала церемонии. «Да, этот фильм может взять статуэтку, - подумалось мне. - Но это будет грандиозный скандал». И тоже не ошибся.

В понедельник, 27 февраля, утром, когда стали известны итоги премии, победившую ленту - а заодно и академиков, вручивших ей главный приз, - в соцсетях и некоторых (преимущественно российских) СМИ подвергли такой обструкции, что нигер не горюй. О том, что «Оскар» стал политизированным, низкопробным и вообще деградировал, не сказал только ленивый. Ну, или умный.

Победа «Лунного света» стала неожиданностью лишь для тех, кто до этого вообще о нем не слыхал, будучи занят святоотеческими разборками с «Матильдой» или в десятый раз пересматривая шизо-патриотических «Защитников». А вот букмекерская контора William Hill с самого начала предлагала равновысокие ставки, что на «Ла-Ла Ленд» (1/6), что на «Лунный свет» (2/11). И в том, что победил последний, нет ничего удивительного.

Во-первых, давно замечено: в большинстве случаев киноакадемики отдают предпочтение драмам, тогда как мюзикл за последние 20 лет завоевал «Оскар» лишь один раз - и это было «Чикаго», куда более занятное, чем фильм Шазелла. Во-вторых, лента Барри Дженкиса - действительно качественное, глубокомысленное кино, исполненное тонкого психологизма и радующее взгляд актерской игрой.

Несмотря на то, что это был самый «черный» фильм среди номинантов - в нем не занято ни одного белого актера - неправы те, кто утверждает, будто триумф ему обеспечило «нигерское лобби». Если бы расовый момент играл решающую роль, в фавориты выбились бы те же «Ограды», где расовая тема звучит более контрастно, или «Скрытые фигуры», где она вообще является ключевой. Но этого не случилось. Потому что «Лунный свет» - это вовсе не о расе. И даже не о сексуальных меньшинствах, в чем также поспешили обвинить его озабоченные соцсети.

Это рассказ о робком тщедушном мальчонке, живущем с матерью-наркоманкой и терпящем издевательства от своих более крепких ровесников. Рядом с ним нет человека, который бы мог его защитить и ободрить. Но когда, наконец, такой человек появляется и проявляет к парню сочувствие, тот откликается на него всей своей исстрадавшейся душой. «Лунный свет» - это фильм о том, что из чего возникает в этом мире. Это повесть о внутреннем, а не о внешнем.

Верно расставил точки над «i» продюсер Александр Роднянский, тоже, кстати, член киноакадемии. По его мнению, в этом году академики «выбирали между двумя принципиально разными подходами к кинематографу». «Ла-Ла Ленд» - это уход из реальности в специфически голливудскую вселенную. Это история любви и разочарований, выбора между призванием и счастьем. «Лунный свет» - история о современной реальности, рассказанная глубоко, тонко, откровенно. История о поиске собственной идентичности, которая многим зрителям близка не потому, что их жизнь напоминает обстоятельства главных героев. Просто существенное количество людей живут чужие жизни как бы отдельно от себя подлинных. А если более конкретно, то каждый человек может стать заложником своих детских травм и прожить несчастливую жизнь», - пояснил он в интервью порталу «Кинопоиск».

И вот еще что радует. В последнее время «Оскар» все увереннее демонстрирует тенденцию, свойственную большинству серьезных кинофорумов: идти не за зрителем с его консервативными установками, а подтягивать зрителя к новейшим трендам современного кинематографа. «Лунный свет» - кино, скорее, арт-хаусное, чем мейнстримное, и каких-нибудь лет 20-30 назад у него бы вряд ли был шанс даже попасть в номинанты. Но - omnia fluunt, omnia mutantur. Дай Бог, чтобы к лучшему.

Добавить комментарий
Проверочный код