Понедельник, 25 Сентября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чем вам запомнились учения «Запад-2017»?
фобией президента РБ оказаться погребённым в одной воронке с президентом РФ
неприездом на полигон «Борисовский» министра обороны РФ
словами президента РБ о «непоказушных учениях»
вручением пистолета ТТ президенту РБ
истерикой Запада
мощью совместной военной группировки РБ и РФ
Выбор по-белорусски: чарка и шкварка или структурные реформы
08.09.2017, Александр Обухович

«Вписать экономику Беларуси в мировую» - расхожий штамп, привычный лозунг и для власти, и для оппозиции. Однако стоит повнимательнее присмотреться к содержанию этого лозунга, поскольку в мире стран много, подавляющее большинство из них так или иначе в мировую экономику вписаны, но вопрос - в какой роли, в каком качестве?

Беларусь - страна небольшая. Ее доля в мировом ВВП незначительна. А в мире не только в военном плане независимость небольших стран достаточно условна. В сегодняшнем мире глобализации в плане экономики - тем более. Даже экономику такой крупной державы, как Россия, вовсе не глобальными санкциями г-н Обама собирался «разорвать в клочья». И пример чучхэ не сильно впечатляет: без достаточно обширной внешней торговли и КНДР существовать не может, и ее экономические успехи очень проблематичны.

Только зависимость бывает разная. Унифицировать формы экономической зависимости пытался «вашингтонский консенсус», но не преуспел. ВТО, похоже, тихо скончалась, поскольку сегодня, в кризис, каждый «потянул одеяло на себя», не сильно разбираясь, где политический союзник, а где соперник. И формы барьеров в мировой торговле становятся все разнообразнее.

Так что небольшая страна a priori зависима. Либо может стать такой в любой момент. Если это вдруг понадобится кому-то из сильных мира сего. «Неуловимый Джо», как известно, неуловим лишь пока он никому не нужен.

Конечно, существуют на планете и страны - крупные экспортеры сырья. Которые в состоянии за счет притока природной ренты обеспечить и социально-политическую стабильность, и приемлемый уровень жизни населения без явной зависимости от центров силы. Но их не так много, и давлению они подвергаются серьезному. Речь сейчас про остальных, которым не так повезло.

Конечно, военно-политическое доминирование США на планете неоспоримо. Но в экономике - своя система координат. Тут пока имеем три центра силы: США, Китай и ЕС. Причем ЕС, по мнению премьер-министра Сингапура Ли Куаня, уже перестал быть глобальным игроком, но в нашем регионе центром силы, безусловно, является. И Россия, и Бразилия пытаются стать региональными центрами силы, но пока получается не очень. Поскольку дать другим они могут пока немного.

И каждый из центров силы является центром притяжения для небольших государств. Их зависимость от этого центра может быть разной, но она есть всегда. Степень зависимости колеблется от аншлюса до примыкания.

В случае аншлюса страна, оставаясь политически независимой, просто вливает свою экономику в экономику центра, меняя законодательство, таможенный режим и экономические практики. Взамен получая полный доступ на его внутренний рынок. Примером такого добровольного аншлюса в экономике могут быть многие страны Восточной Европы. Оставаясь, конечно, периферией ЕС, эти страны получили тем не менее существенную помощь в своем развитии.

В случае примыкания страна проводит собственную экономическую политику, через ряд договоров формируя особые отношения с одним из центров силы. Примерами могут быть и Япония, и Корея, которые через свой экспорт от США зависят сильно. Трансатлантическим и транстихоокеанским соглашениями Обама пытался кодифицировать зависимость стран-подписантов. Пока не получилось.

Из стран, проводящих полностью независимую экономическую политику, можно назвать разве что Швецию, Швейцарию и Вьетнам. Но и экономических успехов у них поменьше, чем у примкнувших стран. В частности, значительно ниже темпы роста. Несмотря на наличие, в частности, в Швеции и Швейцарии очень значительного, накопленного веками капитала.

Заметим, что в небольших странах, ни в примкнувших, ни в подвергнутых аншлюсу, не образовалось крупных частных компаний. Кроме разве что Швеции и Швейцарии. Есть несколько государственных или созданных при участии государства. И все. Зато ТНК из центра чувствуют там себя прекрасно.

Есть и страны, которые вообще не проводят никакой экономической политики. Живут как живется, тихо прикорнув на обочине мирового развития. Кому надо больше - уезжает, остальные смирились с судьбой.

Вот и предстоит Беларуси сделать выбор. Между экономической политикой полностью самостоятельной, примыкании к России или ЕС и аншлюсом со стороны России.

Аншлюс предлагали и Ельцин, и Путин. И экономический, и политический. Сегодня Россия рассчитывает на экономический аншлюс в рамках ЕАЭС. Давление к этому российского торгово-финансового капитала было, есть и будет: для них это - экономически обоснованная политика. Но вызывает большие сомнения обоснованность экономической политики самой России. И дело не в санкциях: сегодняшняя стагнация в экономике России имеет глубокие внутренние причины, выход на траекторию роста при аншлюсе экономики Беларуси Россией для Беларуси не просматривается. Вероятность того, что будем падать вместе, значительно больше.

Примыкание к ЕС сегодня нереально. У ЕС нет никаких стимулов для этого, ни активы наших предприятий, ни внутренний рынок привлекательными для европейского капитала не являются. Выгоды от поворота к ЕС для нас будут (если еще будут) далеко не сразу, а неприятности от России - немедленно. Причем очень крупные.

Примыкание к России и так осуществляется в рамках ЕАЭС. Но пока Россия политику ЕАЭС понимает своеобразно: подкармливает кредитами наш госаппарат и придавливает при первом удобном случае наших товаропроизводителей (в рамках обычной конкуренции, конечно!). Пока больше похоже не на примыкание, а на ползучий аншлюс. И действует Россия с позиции силы, а наши протесты просто игнорируются.

На полностью самостоятельную экономическую политику у нас просто нет капитала. Ни частного, ни государственного. Да и реакцию России трудно предсказать.

Реальным путем для выхода на траекторию роста для Беларуси могла бы быть комбинация стратегий: продолжая бодаться с Россией в рамках ЕАЭС, сосредоточить силы на формировании экспорта в других направлениях. В новой номенклатуре, на вновь созданных предприятиях. Частных (которые государству необходимо поддержать) и с участием госкапитала. Модернизируя через структурные реформы имеющийся экономический потенциал.

Да, очень трудно. Сложно. Но ведь и других путей особенно не видно. Альтернативу - смириться с «чаркой и шкваркой» как целью в жизни - не хочется и рассматривать.

Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции

 

Добавить комментарий
Проверочный код