Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
Время рисовальщиков
12.08.2017, Александр Обухович

В преддверии грядущих выборов-2018 Кремль озаботился формированием для Владимира Путина предвыборной программы. Надобность в которой усматривалась тем более срочной, что уровень жизни значительной части россиян продолжает снижаться, и народу, да и бизнесу, требуется показать свет в конце тоннеля.

В Беларуси такая проблема решается просто. Соберется пара идеологов, нарисуют с потолка светлое будущее. Потом привлекут НИЭИ, которое оснастит для правдоподобия картинку взятыми с того же потолка цифрами. И готово. Хочешь - примени как решения Всебелорусского собрания, хочешь - как НСУР-2030, хочешь - как предвыборную программу. Как заказчик скажет.

Все равно критиковать некому: цифры реальной экономики строго засекречены. Настолько, что не всегда известны даже власти, поскольку отчетность действительную картину искажает сильно. А предположениями критиков можно пренебречь. Считая, что они просто не в курсе.

В Кремле решили, что такой подход для страны, располагающей научным аппаратом, неприличен. И дали команду просчитать реальные варианты. Собрали группу аналитиков, поставили задачу. Руководителем определили первого замглавы президентской администрации Сергея Кириенко. Человека авторитетного, достаточно молодого, хорошо знающего обстановку в стране.

Но пока их анализ показал: на то, что хочется политически, - недостаточно средств, часть имеющих место тенденций - нежелательны, но нет ресурсов, чтобы их переломить. Пропагандистски приемлемой картинки не получается. Хотя меняли и руководителей проекта, и состав группы аналитиков.

Из данного факта можно сделать два вывода, принципиально важных для Беларуси. Во-первых, что экономика любой страны имеет значительную инерцию. Для перелома уже сложившихся в масштабах страны нежелательных тенденций 5-7 лет - не срок. Разрушить, как показал 1991г., можно и быстрее, но выстроить, наладить функционирование - требуются и большие ресурсы, и лет 10-15 интенсивной работы.

Во-вторых, что проблем в российской экономике значительно больше, чем говорит московская пропаганда. И что плана действий по решению этих проблем у Кремля пока нет. Просматривается, конечно, борьба либерального и этатистского крыла в истэблишменте, но только в сфере финансовой политики. Все равно этого для реиндустриализации недостаточно, а других инструментов управления экономикой в России и нет.

Наша проблема и в том, что любые реформы в Беларуси экономику России почти не затронут. Из-за малости экономики Беларуси по сравнению с российской. А вот реформы в России на экономике Беларуси скажутся. Опоздаем - нас просто раздавят, поскольку наши рыночные ниши станут самой доступной добычей для новых российских предприятий.

И в Россию, и в Беларусь кризис пришел в 2009г. В Россию - помягче, поскольку и приток природной ренты помог с ним бороться, и резервы у страны имелись. В Беларуси в 2011г. экономика просто рухнула. И до сих пор из этого кризиса наши страны выбраться не могут.

И мировой кризис перепроизводства, и санкции Запада к кризису в России и в Беларуси отношение имеют касательное. Скорее они выступили спусковым крючком российского кризиса и через него достали Беларусь. Основа нашего кризиса - исчерпание советского наследства, потеря конкурентоспособности значительной частью нашей промышленности при освоении наших внутренних рынков зарубежными конкурентами. А такая проблема за 5-7 лет не решается. 18 лет шли к этому кризису, и так просто, за пару лет, из него не выскочить.

Да, и в России, и в Беларуси имеются отдельные, вполне современные и конкурентоспособные предприятия. Как правило - небольшие. Но уровень экономики страны определяют не они, а средний уровень. И здесь на всем постсоветском пространстве - катастрофа, поскольку не видно, за счет каких ресурсов будет идти  модернизация массы предприятий и в каких направлениях. Уже ясно, что основная надежда правительств всех постсоветских стран -иностранный капитал - их проблемы решать не будет.

Для экономик и России, и Беларуси насущной необходимостью являются структурные реформы. Для России суть и содержание структурных реформ определяются тем местом в мировом разделении труда, на которое она будет претендовать. Не на лозунгах, а выстраивая в обоснование соответствующую экономику.

Для небольшой Беларуси говорить о ее месте в мировом разделении труда бессмысленно. Нам нужно еще насобирать небольших ниш на рынках, которые помогут запустить экономику и вытащить ее на траекторию роста. Можно, конечно, гордиться МТЗ и БелАЗом,  но и понимать следует, что они живы только потому, что их вытеснением с мировых рынков пока никто всерьез не занялся. Наша программа реформ должна принципиально отличаться от российской, и как они будут согласовываться в рамках ЕЭП - еще большой вопрос.

И в России, и в Беларуси не ни плана таких реформ, ни инструментов для их проведения. Но в России необходимость структурных реформ общепризнанна, идет интенсивный поиск путей решения этой проблемы, правда - в жестких столкновениях различных групп влияния и в условиях давления Запада.

А в Беларуси - все надеемся на «белорусскую модель» и ручное управление. Не имея ни цели, ни программы достижения этой цели. Потому и будущее Беларуси, если его не рисовать в пропагандистских целях, а попытаться просчитать из имеющихся трендов, выглядит мрачно. А других нет, и даже задача их формирования не поставлена.

 

Добавить комментарий
Проверочный код