Суббота, 23 Сентября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чем вам запомнились учения «Запад-2017»?
фобией президента РБ оказаться погребённым в одной воронке с президентом РФ
неприездом на полигон «Борисовский» министра обороны РФ
словами президента РБ о «непоказушных учениях»
вручением пистолета ТТ президенту РБ
истерикой Запада
мощью совместной военной группировки РБ и РФ
Подкинули к Дню Независимости
05.07.2017, Сергей Жбанов

Евразийский банк развития (ЕАБР), наверстывая упущенное время и четко выполняя распоряжение президента России Владимира Путина, теперь не допускает сбоев и ритмично переводит валютные транши в Беларусь. На прошлой неделе республика оприходовала уже 4-й братский транш в сумме $300 млн.  

Стоит напомнить, что график действующей кредитной программы был нарушен в конце прошлого года, когда Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) своевременно не выделил Беларуси 3-й транш. Долгожданные $300 млн. были перечислены только спустя полгода - 26 апреля 2017г., т.е. вскоре после того как был урегулирован российско-белорусский нефтегазовый спор. Тогда Александр Лукашенко на радостях сообщил, что Россия в этом году «рефинансирует долговые обязательства Беларуси». По его словам, в ходе переговоров Владимир Путин пообещал, что «отдаст соответствующее распоряжение по этому вопросу».

Однако ЕАБР объяснил запоздалое выделение 3-го транша иными причинами. В частности, в опубликованном сообщении управляющего средствами ЕАБР содержалась ссылка на невыполнение Беларусью какого-то отложенного условия, установленного Советом Фонда. Из него следовало, что кредитная программа была откорректирована, поскольку Беларусь не выполнила 3 индикативных показателя, предусматривающих разработку и утверждение Стратегии повышения эффективности управления госорганизациями, включая дополнительные меры по обеспечению соцподдержки некоторых категорий безработных, а также принятие президентом Беларуси указа о порядке передачи в доверительное управление финансово неустойчивых предприятий.

Иными словами, все имеющиеся недоработки в откорректированном виде были включены в виде условий выделения заключительных 3-х траншей (5-7). Поэтому никаких серьезных препятствий для получения Беларусью 4-го транша не возникло. «Решение о предоставлении транша принято Советом Фонда 26 июня 2017г. на основании выполнения всех условий Программы, кроме одного контрольного показателя, по которому предоставлено освобождение, и включения в Программу дополнительных контрольных показателей для реализации в рамках шестого и седьмого траншей», - говорится в сообщении ЕАБР.

В частности, «не выполнен показатель, предусматривающий ограничение нецелевых государственных заимствований объемом не более 75% от потребности в погашении государственного долга. Фактически в 2016г. привлечение составило 101,4% к сумме погашения». Но в остальном - после корректировки условий - все стало просто отлично. Беларусь заслужила освобождение от выполнения данного показателя, поскольку власти страны добились «заметного прогресса в макроэкономической стабилизации за счет проведения сбалансированной экономической политики». В общем, судя по документу ЕАБР, процесс излечения макроэкономики Беларуси проходит весьма успешно.

Знакомые аргументы. В конце 2013г. белорусские власти тоже много говорили о макроэкономической стабилизации и преодолении последствий сокрушительной девальвации образца 2011г. Профинансировал эти лечебные процедуры АФК (ныне ЕФСР). Однако тогда фонд лечение до конца так и не довел. Пациент взбрыкнул. Белорусские власти на заключительном этапе фактически отказались выполнять условия, связанные с приватизацией и реформированием госсобственности. Поэтому 6-й транш той кредитной программы Беларусь так и не получила, поскольку ее цели так и не были достигнуты. Однако острой необходимости в этих средствах уже не было, поскольку в июле 2014г. страна получила $450 млн. в рамках российского госкредита.

Так что история повторяется. Прошло всего лишь 2 года, как Евразийский фонд опять согласился профинансировать якобы реформы в белорусской экономике. В 2016г. ЕФСР утвердил новую кредитную программу помощи. Причем уже за счет лимита России, поскольку наша страна свой долговой ресурс в фонде исчерпала еще в первой попытке, за которую пока так и не рассчиталась.

Начали, как и полагается, бодро. По новой кредитной программе ЕФСР Беларусь уже оприходовала $1,4 млрд., даже не приступая к структурным реформам. Такова цена только макроэкономической стабилизации. Самые неприятные социально-экономические эксперименты белорусские власти опять оставили на десерт. Видимо, не случайно, поскольку на заключительную часть программы, финансируемую в рамках 5-го, 6-го и 7-го траншей, приходится всего лишь $600 млн. Именно за эти скромные деньги фонд предлагает Беларуси провести не слишком радикальные структурные преобразования. Например, усовершенствовать методы корпоративного управления в 17 акционерных обществах, а также принять решения о передаче в доверительное управление финансово неустойчивых коммунальных предприятий в целях оздоровления.

Впрочем, у белорусских властей нет никаких серьезных препятствий для того, чтобы в очередной раз отказаться от экспериментов, навязываемых ЕФСР, т.е. грубо говоря, кинуть своих доноров. Благо подобный опыт работы у белорусских властей имеется. К тому же, как нам сообщают, трудные времена позади и экспорт растет. В общем, стране нужны деньги, а не потрясения. И если российские власти выполнят свое обещание, выделив Беларуси госкредит на сумму $700 млн., то социально-экономический эксперимент, финансируемый Евразийским фондом, можно смело прекращать. Кстати, Минфин РБ рассчитывает получить обещанный госкредит до конца лета.

Добавить комментарий
Проверочный код