Таможенные пошлины, увеличение НДС, сложности с кредитами привели к тому, что и физические, и юридические лица повернулись в сторону автомобилей российской сборки, включая исконно русские ВАЗы, ГАЗы и УАЗы. Так называемые бюджетные автомобили стали локомотивом продаж для многих дилеров. Но безоговорочным рекордсменом с результатом в 1172 автомобиля стала «Лада Приора». Конечно, надо понимать, что львиную долю продаж составили юридические лица и госорганизации. Заставить сесть за руль «Приоры» физлиц сложнее. Тем более что российские сборочные производства предлагают за умеренные деньги кое-что поинтереснее.
Например, VW Polo седан, который разошелся по Беларуси тиражом в 712 экземпляров. Dacia Logan, не раз бывшая лидером продаж, теряет позиции, но не сдается - продано 497 автомобилей. Хотя если посчитать еще и модификации Sandero и Sandero Stepway, то цифры будут выглядеть куда радужнее - 1025 машин. Относительно недавно дебютировавший на рынке российский седан Kia Rio нашел 463 покупателей. Хороший старт - притом что соплатформенный Hyundai Accent, собирающийся на том же заводе, продавался в разы хуже: всего 140 машин.
Среди внедорожников и кроссоверов абсолютным лидером стала российская «Нива» - более 640 машин. Понятное дело, что эти цифры - результат закупок юрлицами. Физлица предпочитают более комфортные автомобили. Среди кроссоверов иностранного производства пальму первенства захватил в этом году Kia Sportage с результатом в 315 автомобилей. И снова удивительный провал соплатформенного Hyundai ix35 - всего 16 автомобилей. На второе место в классе вырвался VW Tiguan, который купили 100 человек. Третье место осталось за Toyota RAV4 - 51 автомобиль.
Неплохой популярностью пользуются представители сегмента С по европейской классификации. И здесь есть чем похвастаться Skoda Octavia. 441 автомобиль - это не шутки. Все остальные остались далеко позади. Занявший второе место Kia cee'd разошелся в количестве 172 экземпляров. Далее с большим отставанием следует родоначальник класса - VW Golf (87 машин), а замыкает тройку некогда бешено популярная Toyota Corolla с результатом 75 проданных автомобилей.
В сегменте среднеразмерных седанов вновь лидирует Skoda - 149 проданных Superb. Правда, значительная их часть была куплена юрлицами. Символ нашей республики и мечта настоящего белоруса - VW Passat седан нашел 107 покупателей. И еще пять человек решились на покупку универсала. Лишь немного отстал прежний лидер - Toyota Camry с результатом 105 машин. Как видим, покупатели не слишком жалуют этот сегмент.
Интересно взглянуть на график продаж легковых автомобилей. Стартовали они в январе вяло, было продано всего 714 автомобилей. В феврале и того меньше, 691 автомобиль. А вот дальше продажи пошли расти и в мае достигли своего пика. Было продано 1538 автомобилей. Видимо, покупатели постепенно привыкли к новым ценам в автосалонах. С мая по июль продажи начали падать и опустились до уровня в 1044 автомобиля. Но с августа снова начинается рост, и в октябре продажи почти достигают уровня мая - 1442 автомобиля.
Как и ожидалось, наибольший рост продаж продемонстрировал класс бюджетных седанов и малолитражек стоимостью до $20 тыс. Всего в этом сегменте было реализовано 2879 автомобилей. Второе место по продажам занял гольф-класс - 1032 автомобиля. А замкнул тройку лидеров сегмент паркетников с результатом в 609 проданных автомобилей.
Можно предположить, что примерно такая тенденция и сохранится. Бюджетные автомобили российской сборки продолжат свое победное шествие по дорогам Беларуси. На сегодня они предлагают оптимальный баланс между ценой и комфортом. Популярность кроссоверов растет не только в Беларуси, но и во всем мире, так что тут мы просто находимся в тренде. Ну и способствует продажам «паркетников» любовь наших граждан парковаться везде и всюду, а также опасения из-за работы дорожных служб зимой.
Ну а самая главная тенденция очевидна. При нынешнем уровне таможенных пошлин все больше граждан будут обращать внимание на автомобили, собирающиеся в России. Можно смело предположить, что в следующем году их доля вырастет. Хочешь не хочешь, а в сложных экономических условиях придется выбирать, исходя из цены.