Понедельник, 1 Сентября 2014 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Каковы результаты минских переговоров в формате Таможенный союз - ЕC - Украина?
драк и мордобоя не было
Лукашенко удалось поговорить с Кэтрин Эштон
Путин показал, что не считает президента Украины равноправным партнером
появились шансы на снятие международной изоляции Беларуси
Россия не намерена отказываться от поддержки украинских сепаратистов
без вмешательства США прекратить войну в Украине невозможно
№32 (857) 13 августа 2012 г. Общество

«Акция Pussy Riot куда легче и безобидней поступков Христа»

13.08.2012, Виктор Мартинович
Приговор по делу панк-группы Pussy Riot будет озвучен 17 августа. Для участниц антипутинского перформанса в московском храме Христа Спасителя прокурор потребовал трех лет лишения свободы.
«Акция Pussy Riot куда легче и безобидней поступков Христа»
Фото: newrussia.org. Зашитый рот Петра Павленского поставил в тупик питерских полицейских.

И пока за девчонок заступается Мадонна, а также другие мировые знаменитости, в зале заседаний Хамовнического суда аплодируют их последнему слову.

«Я вас не боюсь, не боюсь лжи и фикции, приговора так называемого суда. Вы можете лишить меня лишь так называемой свободы, а мою внутреннюю свободу вам никогда не отнять...» - заключает подсудимая Алехина, и ее слова тонут в аплодисментах. Судебный пристав бросает зло в сторону зала: «Эмоции все оставляем при себе, я сказал!» Выступает подсудимая Самуцевич, говорит, что «по сравнению с судебной машиной мы проиграли, но с другой стороны - мы победили», - и снова овации, и судья нервно обрывает: «Мы не в театре находимся!»

Читая эти стенограммы, вспоминаешь даже не показательные процессы 1930-х гг., а записи суда над поэтом Иосифом Бродским в 1964г., сделанные Фридой Вигдоровой. Бродского обвиняли в тунеядстве, Pussy Riot обвиняют в том, что они «противопоставили себя православному миру». Об этом странном деле обозреватель «БелГазеты» Виктор Мартинович решил поговорить с петербургским художником Петром ПАВЛЕНСКИМ. В знак протеста против обвинений Pussy Riot этот парень в конце июля зашил себе рот и вышел на площадь перед Казанским собором в Санкт-Петербурге.

- Больно было протыкать себе губы иглой? Крови много было?

- Губы - мягкие ткани, такие же как брови или щеки. В Индии есть древние традиции, ритуалы, когда люди в сакральных целях прокалывают себя иглами и крюками. В нашей культуре люди регулярно протыкают себе уши, носы, остальные части тела. Но делают это без всяких целей, просто для красоты. Я решил зашить себе рот, как это делают индусы - с определенной сакральной целью, в поддержку Pussy Riot, в рамках художественной акции.

Да, болевые ощущения были, но они были терпимы. Крови было немного. Кровь текла только сразу после прокола. Через пять минут кровотечение остановилось, я смыл кровь и пошел.

- Не страшно было самому себе уродовать лицо?

- Ну я же себе ничего не отрезал, не отпилил. Проколы заживают, останутся, наверное, шрамы. Я не нанес себе серьезного физического вреда. Да, жест получился лаконичный и яркий, но страданий мне сильных не принес. Во всяком случае, зашитый нитками рот даже близко несопоставим с месяцами тюрьмы, с тем судом, который мы все лицезрели.

ПРО ЗАШИВШИХ СЕБЕ ЗАД

- Почему решили заступиться за Pussy Riot?

- Происходит расправа над тремя молодыми девушками. Суд показывает, что в России ужесточается цензура, вводится запрет на гласность, свободу слова, открытое высказывание в современном искусстве. Процесс над Pussy Riot разрушает понятия прав и свобод человека, Россия открыто заявляет о том, что становится тоталитарным государством, которое к тому же отвергает свой светский характер. Идет суд над всем обществом, которому показывают, что оно должно заткнуться, закрыться. Я выступил против.

- Почему такой странной была реакция Сети на вашу акцию? Тролли предлагали вам, например, зашить зад. Причем, как правило, в таком духе высказывались сторонники православной церкви. Как можно это объяснить? Ведь христианская этика призывает любить, подставлять щеку в ответ на удар. Откуда такая агрессия к Pussy Riot и к вам?

- Это очень показательный феномен. «Дело Pussy Riot» и реакция на мою акцию показали, кем на самом деле сегодня являются сторонники православного культа в России. Они не являются продолжателями христианской традиции. Они не сохраняют христианскую культуру, они ее отвергают. Они взяли термины - например, «христианство», «милосердие», - но за ними нет наполнения. Любые комментарии к моей акции начинаются со слов «мудило», «урод», «падаль», «мразь» и т.д. Дальше следуют угрозы, которые свидетельствуют об их лексиконе, их внутреннем мире, их осмыслении реальности.

- Диссонанс между высокими словами проповедей и низменной речью «комментов», с которыми нападают на вас и Pussy Riot, очевиден. По Сети гуляет картинка c подписью «Я зашил себе зад, пусть Pussy Riot сидят».

- Да, фактически они сделали пародию на мою акцию. А любая пародия только утверждает тот продукт, который пародирует. Она означает, что мой художественный жест стал полноценным явлением, достиг адресата.

«ХРИСТА БЫ ПОСАДИЛИ СРАЗУ»

- Российское общество защиты прав потребителей обратилось в Хамовнический районный суд Москвы с иском в адрес религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя». Дело в том, что, по данным Autonews, на территории божьего дома действовало сразу несколько торговых точек, автомойка, шиномонтаж, автосервис и стоянка. Скажите, что бы сделал Христос, увидев такое в храме?

- Христос, безусловно, выгнал бы торговцев из храма. Более того, мне кажется, Христос сделал бы вещи куда более радикальные, чем те, что сделали Pussy Riot. И с ним бы гораздо радикальней расправились. Акция Pussy Riot куда легче и безобидней поступков Христа, описанных в Евангелии у Матфея (изгнание торговцев из храма, со словами «дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». - «БелГазета»). Он громил фарисеев, он громил храмовую торговлю. Pussy Riot ничего не громили, не переворачивали. Они только спели. Если бы сейчас Христос, как написано в Новом завете, вошел «в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей», Христа посадили бы сразу. Даже не затягивали бы дело, выясняя, красиво ли он поступил. Так что можно задаться вопросом, какая система жестче.

- Нынешняя или описанная в Новом завете?

- Я бы, кстати, не сказал, что времена сейчас - не ветхозаветные. Недавно я прочитал слова протоиерея Всеволода Чаплина, который высказывался в том духе, что христианство должно быть жесткой религией. Что идеи гуманизма неверны. Что идея о том, что человек важен, - большое зло. Что человек - это вообще вместилище порока и зла. Его нужно контролировать. Если человеку дать небольшую свободу, он, кроме зла, ничего не будет делать. Позиция представителей церкви - открыто антигуманистическая.

КТО РАЗЖИГАЕТ РЕЛИГИОЗНУЮ РОЗНЬ?

- По вашему мнению, это ветхозаветная, дохристианская позиция? Ее должен был гуманизировать Христос своим пришествием?

- Это и есть главное противоречие в идеологии современной православной церкви: она себя обозначает как продолжательницу дел Христа, христианской культуры, но фундаментальные принципы христианской культуры отвергаются.

- Христа посадили бы сегодня в любой христианской стране и культуре за беспорядки, учиненные в храме?

- Я не большой знаток протестантизма, католицизма и других конфессий, но та степень неадекватности, с которой развивалась ситуация с Pussy Riot, возможна, мне кажется, исключительно в России. На Западе случались подобные протестные акции, но в соборах на это вообще никак не реагировали - просто выводили провокаторов аккуратно, и все на этом.

- Pussy Riot - бунтари, Христос был бунтарем, ниспровергателем старой, ветхозаветной системы и церкви - «сектантом» по логике официальной системы, действовавшей тогда в Иудее и Галилее...

- Безусловно, Христос ближе к Pussy Riot, чем к тем, кто судит сегодня этих девчонок. Церковь сегодня фактически противопоставляет себя христианским ценностям милосердия и добра.

- В обвинительном заключении прозвучала формулировка, что обвиняемые, мол, «противопоставили себя православному миру» и совершили хулиганство на почве «религиозной ненависти». Прокурор за это попросил три года. Оправдан ли истребованный срок?

- Сами формулировки речи обвинителя можно обращать к той стороне, которая выступает пострадавшей по этому делу. Фактически церковь разжигает в людях религиозную вражду - это легко можно увидеть, прочитав весь тот троллинг, которым заполнены форумы. Именно в словах этих комментаторов - агрессия, ненависть, зло. Желание убить, разорвать, нанести вред, оскорбить. Именно тут ненависть. Причем основывается она на религиозных чувствах. Так что разжигателем ненависти является не Pussy Riot, а те, кто прививает ненависть к ним. Мы наблюдаем очень важный исторический момент. Все, что ставит в вину церковь девчонкам, можно увидеть в ней самой.

ПРО ИСКУССТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

- Вы любите повторять, что современное искусство без политики невозможно. Но в СССР на протяжении 70 лет искусство было в лучшем случае аполитично. Все хорошее, что осталось после СССР, все, что мы любим у Твардовского, Булгакова, Горького, - в лучшем случае аполитично, в худшем - несет на себе отсвет идеологии. Так нужна ли политика искусству?

- В искусстве не должно быть призывов или агиток. Но в нем не может не быть политики. Любая картина - высказывание, созданное на определенном языке. Даже пустой холст или экспозиционный зал - некая позиция по отношению к чему-то. Коммерческое искусство хочет продаваться. Но это тоже политическая позиция.

То, что происходит в России - очень жесткая, пограничная ситуация превращения европейского, светского государства в диктатуру. Получается, Россия в шаге от военного положения. И искусство не может стоять в стороне.

СПРАВКА «БелГазеты». Петр Павленский родился в 1984г. в Ленинграде. В 1990г. окончил колледж N12, Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. Штиглица. 23 июля вышел с зашитым ртом к Казанскому собору в Санкт-Петербурге в знак протеста против суда над активистками движения Pussy Riot. Прибывший наряд милиции его не арестовал, а вызвал скорую помощь. После психиатрического освидетельствования, установившего полную вменяемость Павленского, его выпустили. Вечером того же дня в подъезд дома, в котором он живет, пришли люди в штатском и произвели опрос соседей, собирая информацию о Петре. Петр говорит, что его нынешний правовой статус сейчас непонятен, никаких обвинений ему не предъявлено, на профилактическую беседу с прокурорами его тоже не вызывали.

Добавить комментарий
Проверочный код