Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Как восстановить былую славу белорусского свиноводства в максимально короткие сроки?
полностью запретить экспорт свинины
завести в страну плодовитых китайских свиней
разрешить разведение свиней в городских квартирах и на балконах
переоборудовать все ледовые дворцы, включая «Минск-Арену», под крупно-товарные свинокомплексы
перейти на соевое мясо и навсегда забыть вкус свинины
№32 (857) 13 августа 2012 г. Общество

«Акция Pussy Riot куда легче и безобидней поступков Христа»

13.08.2012, Виктор Мартинович
Приговор по делу панк-группы Pussy Riot будет озвучен 17 августа. Для участниц антипутинского перформанса в московском храме Христа Спасителя прокурор потребовал трех лет лишения свободы.
«Акция Pussy Riot куда легче и безобидней поступков Христа»
Фото: newrussia.org. Зашитый рот Петра Павленского поставил в тупик питерских полицейских.

И пока за девчонок заступается Мадонна, а также другие мировые знаменитости, в зале заседаний Хамовнического суда аплодируют их последнему слову.

«Я вас не боюсь, не боюсь лжи и фикции, приговора так называемого суда. Вы можете лишить меня лишь так называемой свободы, а мою внутреннюю свободу вам никогда не отнять...» - заключает подсудимая Алехина, и ее слова тонут в аплодисментах. Судебный пристав бросает зло в сторону зала: «Эмоции все оставляем при себе, я сказал!» Выступает подсудимая Самуцевич, говорит, что «по сравнению с судебной машиной мы проиграли, но с другой стороны - мы победили», - и снова овации, и судья нервно обрывает: «Мы не в театре находимся!»

Читая эти стенограммы, вспоминаешь даже не показательные процессы 1930-х гг., а записи суда над поэтом Иосифом Бродским в 1964г., сделанные Фридой Вигдоровой. Бродского обвиняли в тунеядстве, Pussy Riot обвиняют в том, что они «противопоставили себя православному миру». Об этом странном деле обозреватель «БелГазеты» Виктор Мартинович решил поговорить с петербургским художником Петром ПАВЛЕНСКИМ. В знак протеста против обвинений Pussy Riot этот парень в конце июля зашил себе рот и вышел на площадь перед Казанским собором в Санкт-Петербурге.

- Больно было протыкать себе губы иглой? Крови много было?

- Губы - мягкие ткани, такие же как брови или щеки. В Индии есть древние традиции, ритуалы, когда люди в сакральных целях прокалывают себя иглами и крюками. В нашей культуре люди регулярно протыкают себе уши, носы, остальные части тела. Но делают это без всяких целей, просто для красоты. Я решил зашить себе рот, как это делают индусы - с определенной сакральной целью, в поддержку Pussy Riot, в рамках художественной акции.

Да, болевые ощущения были, но они были терпимы. Крови было немного. Кровь текла только сразу после прокола. Через пять минут кровотечение остановилось, я смыл кровь и пошел.

- Не страшно было самому себе уродовать лицо?

- Ну я же себе ничего не отрезал, не отпилил. Проколы заживают, останутся, наверное, шрамы. Я не нанес себе серьезного физического вреда. Да, жест получился лаконичный и яркий, но страданий мне сильных не принес. Во всяком случае, зашитый нитками рот даже близко несопоставим с месяцами тюрьмы, с тем судом, который мы все лицезрели.

ПРО ЗАШИВШИХ СЕБЕ ЗАД

- Почему решили заступиться за Pussy Riot?

- Происходит расправа над тремя молодыми девушками. Суд показывает, что в России ужесточается цензура, вводится запрет на гласность, свободу слова, открытое высказывание в современном искусстве. Процесс над Pussy Riot разрушает понятия прав и свобод человека, Россия открыто заявляет о том, что становится тоталитарным государством, которое к тому же отвергает свой светский характер. Идет суд над всем обществом, которому показывают, что оно должно заткнуться, закрыться. Я выступил против.

- Почему такой странной была реакция Сети на вашу акцию? Тролли предлагали вам, например, зашить зад. Причем, как правило, в таком духе высказывались сторонники православной церкви. Как можно это объяснить? Ведь христианская этика призывает любить, подставлять щеку в ответ на удар. Откуда такая агрессия к Pussy Riot и к вам?

- Это очень показательный феномен. «Дело Pussy Riot» и реакция на мою акцию показали, кем на самом деле сегодня являются сторонники православного культа в России. Они не являются продолжателями христианской традиции. Они не сохраняют христианскую культуру, они ее отвергают. Они взяли термины - например, «христианство», «милосердие», - но за ними нет наполнения. Любые комментарии к моей акции начинаются со слов «мудило», «урод», «падаль», «мразь» и т.д. Дальше следуют угрозы, которые свидетельствуют об их лексиконе, их внутреннем мире, их осмыслении реальности.

- Диссонанс между высокими словами проповедей и низменной речью «комментов», с которыми нападают на вас и Pussy Riot, очевиден. По Сети гуляет картинка c подписью «Я зашил себе зад, пусть Pussy Riot сидят».

- Да, фактически они сделали пародию на мою акцию. А любая пародия только утверждает тот продукт, который пародирует. Она означает, что мой художественный жест стал полноценным явлением, достиг адресата.

«ХРИСТА БЫ ПОСАДИЛИ СРАЗУ»

- Российское общество защиты прав потребителей обратилось в Хамовнический районный суд Москвы с иском в адрес религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя». Дело в том, что, по данным Autonews, на территории божьего дома действовало сразу несколько торговых точек, автомойка, шиномонтаж, автосервис и стоянка. Скажите, что бы сделал Христос, увидев такое в храме?

- Христос, безусловно, выгнал бы торговцев из храма. Более того, мне кажется, Христос сделал бы вещи куда более радикальные, чем те, что сделали Pussy Riot. И с ним бы гораздо радикальней расправились. Акция Pussy Riot куда легче и безобидней поступков Христа, описанных в Евангелии у Матфея (изгнание торговцев из храма, со словами «дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». - «БелГазета»). Он громил фарисеев, он громил храмовую торговлю. Pussy Riot ничего не громили, не переворачивали. Они только спели. Если бы сейчас Христос, как написано в Новом завете, вошел «в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей», Христа посадили бы сразу. Даже не затягивали бы дело, выясняя, красиво ли он поступил. Так что можно задаться вопросом, какая система жестче.

- Нынешняя или описанная в Новом завете?

- Я бы, кстати, не сказал, что времена сейчас - не ветхозаветные. Недавно я прочитал слова протоиерея Всеволода Чаплина, который высказывался в том духе, что христианство должно быть жесткой религией. Что идеи гуманизма неверны. Что идея о том, что человек важен, - большое зло. Что человек - это вообще вместилище порока и зла. Его нужно контролировать. Если человеку дать небольшую свободу, он, кроме зла, ничего не будет делать. Позиция представителей церкви - открыто антигуманистическая.

КТО РАЗЖИГАЕТ РЕЛИГИОЗНУЮ РОЗНЬ?

- По вашему мнению, это ветхозаветная, дохристианская позиция? Ее должен был гуманизировать Христос своим пришествием?

- Это и есть главное противоречие в идеологии современной православной церкви: она себя обозначает как продолжательницу дел Христа, христианской культуры, но фундаментальные принципы христианской культуры отвергаются.

- Христа посадили бы сегодня в любой христианской стране и культуре за беспорядки, учиненные в храме?

- Я не большой знаток протестантизма, католицизма и других конфессий, но та степень неадекватности, с которой развивалась ситуация с Pussy Riot, возможна, мне кажется, исключительно в России. На Западе случались подобные протестные акции, но в соборах на это вообще никак не реагировали - просто выводили провокаторов аккуратно, и все на этом.

- Pussy Riot - бунтари, Христос был бунтарем, ниспровергателем старой, ветхозаветной системы и церкви - «сектантом» по логике официальной системы, действовавшей тогда в Иудее и Галилее...

- Безусловно, Христос ближе к Pussy Riot, чем к тем, кто судит сегодня этих девчонок. Церковь сегодня фактически противопоставляет себя христианским ценностям милосердия и добра.

- В обвинительном заключении прозвучала формулировка, что обвиняемые, мол, «противопоставили себя православному миру» и совершили хулиганство на почве «религиозной ненависти». Прокурор за это попросил три года. Оправдан ли истребованный срок?

- Сами формулировки речи обвинителя можно обращать к той стороне, которая выступает пострадавшей по этому делу. Фактически церковь разжигает в людях религиозную вражду - это легко можно увидеть, прочитав весь тот троллинг, которым заполнены форумы. Именно в словах этих комментаторов - агрессия, ненависть, зло. Желание убить, разорвать, нанести вред, оскорбить. Именно тут ненависть. Причем основывается она на религиозных чувствах. Так что разжигателем ненависти является не Pussy Riot, а те, кто прививает ненависть к ним. Мы наблюдаем очень важный исторический момент. Все, что ставит в вину церковь девчонкам, можно увидеть в ней самой.

ПРО ИСКУССТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

- Вы любите повторять, что современное искусство без политики невозможно. Но в СССР на протяжении 70 лет искусство было в лучшем случае аполитично. Все хорошее, что осталось после СССР, все, что мы любим у Твардовского, Булгакова, Горького, - в лучшем случае аполитично, в худшем - несет на себе отсвет идеологии. Так нужна ли политика искусству?

- В искусстве не должно быть призывов или агиток. Но в нем не может не быть политики. Любая картина - высказывание, созданное на определенном языке. Даже пустой холст или экспозиционный зал - некая позиция по отношению к чему-то. Коммерческое искусство хочет продаваться. Но это тоже политическая позиция.

То, что происходит в России - очень жесткая, пограничная ситуация превращения европейского, светского государства в диктатуру. Получается, Россия в шаге от военного положения. И искусство не может стоять в стороне.

СПРАВКА «БелГазеты». Петр Павленский родился в 1984г. в Ленинграде. В 1990г. окончил колледж N12, Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. Штиглица. 23 июля вышел с зашитым ртом к Казанскому собору в Санкт-Петербурге в знак протеста против суда над активистками движения Pussy Riot. Прибывший наряд милиции его не арестовал, а вызвал скорую помощь. После психиатрического освидетельствования, установившего полную вменяемость Павленского, его выпустили. Вечером того же дня в подъезд дома, в котором он живет, пришли люди в штатском и произвели опрос соседей, собирая информацию о Петре. Петр говорит, что его нынешний правовой статус сейчас непонятен, никаких обвинений ему не предъявлено, на профилактическую беседу с прокурорами его тоже не вызывали.

Добавить комментарий
Проверочный код