Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (838) 2 апреля 2012 г. Радости жизни

Скромное обаяние деспотии

02.04.2012, Виктор Мартинович
Без всякого сомнения, фильм «Голодные игры» в местном прокате нужно было запретить. Хотя бы за одну сцену, где разъяренная толпа, на которую идут ряды ОМОНа со щитами и дубинками, вскидывает над головами ладони с зажатыми мизинцами и большими пальцами. Но - не запретили. Минчане узнали о том, как выглядит диктатура в представлении голливудских режиссеров. Комично, нелепо и совсем не страшно. Собственно, в этом весь трюк.



Скромное обаяние деспотии
Фильм «Голодные игры» в местном прокате нужно было запретить - минчанам продемонстрировали, как выглядит диктатура в представлении Голливуда

«Голодные игры» - фильм-сенсация, фильм-загадка. Каким-то чудом картина не самого известного режиссера, не имеющая звезд в актерском составе, картина, на производство которой было потрачено всего $78 млн., стала самым успешным фильмом американского проката 2012г. Только за премьерный уик-энд она собрала $155 млн. За всю историю кинематографа лишь два фильма были финансово более  успешными: «Гарри Поттер. Дары смерти» и «Темный рыцарь» (фрагмент саги о Бэтмене). Так это Гарри Поттер! Это Бэтмен! А тут - экранизация книги не очень известной за пределами США писательницы Сьюзен Коллинз.

После таких показателей продаж можно с уверенностью констатировать рождение очередного большого бренда в масс-культе: событиями из «Голодных игр» зрителя будут пичкать так же настойчиво, как «Поттером», «Сумерками», «Хрониками Нарнии» или «Кодом да Винчи» (кстати, по продажам билетов «Голодные игры» вчистую «сделали» и «Код да Винчи» и «Сумерки»). И это при  том, что ни вампиров, ни скабрезностей о католических догматах в фильме нет. Кино, строго говоря, про диктатуру. Чем же оно зацепило американцев и мир?

Для просмотра «Голодных игр» в Минске мы выбрали Дом кино на бульваре Толбухина. Во-первых, приятно смотреть фильм про ОМОН, беспорядки и наказание за них в стенах, где проходят официальные церемонии, светятся знаковые персонажи из органов управления культурой, случаются выставки фотопортретов не последних людей страны, - словом, в месте, где все дышит государственностью. Кроме того, в Доме кино есть VIP-ряд с кожаными диванами. С учетом того, что фильм длинный, удобство не последнее дело.

Билеты на дневной сеанс в будний день раздобыть не проблема, ажиотажа с предзаказом, онлайн-доставкой и продажей мест в очереди на интернет-аукционах, наблюдающегося в США, у нас не имеется. Скажем прямо: белорусы встречают «Голодные игры» равнодушно. В зале сидели в основном молодые парочки, для которых главным было найти темное и сухое место для невербального общения. А про Сьюзен Коллинз они, похоже, отродясь не слыхали.

И вот фильм. И как-то с места в карьер на экране принялись рассказывать о мятеже, протестах и их подавлении. Слова «революция», «уличные беспорядки» для белорусского уха звучат особенно: скажем так, из-за постоянного склонения по ТВ они чрезмерно эмоционально заряжены. Вы можете воспринимать их с ненавистью или опаской, но равнодушно относиться к ним, будучи белорусским телезрителем, невозможно. А тут с экрана рассказывают про протесты в Америке будущего, которые были жестоко подавлены, стабильность - восстановлена, нация снова воссоединена, но для этого оппозиционерам пришлось заплатить жесточайшую цену. По кинозалу от всего этого пробежала такая искра нервозности, будто люди пришли в зоопарк поесть мороженого и поглазеть на страусов, а в самый разгар экскурсии один из страусов начал хорошо поставленным голосом читать лекцию о правах человека.

Публика, впрочем, продолжала смотреть на это безобразие. Никто не встал, не ушел на другое, менее политизированное, кино. С экрана продолжали рассказывать предысторию «Голодных игр»: те населенные пункты, которые когда-то восстали, после подавления местной «оранжевой революции» обязаны выдвигать по одному юноше и одной девушке для участия в телешоу, где из 24 участников в результате резни остается лишь один. А поскольку простое и тупое устрашение в нашем мире уже неактуально, процесс смертельной игры превращен в масштабное телешоу, за которым следит вся страна.

Фильмов про охоту людей за людьми к настоящему моменту снято очень много. Можно вспомнить антиутопию «Бегущий человек» с Арнольдом Шварценеггером и французский фильм с аналогичным сюжетом, легший в основу сценария «Бегущего человека». Можно вспомнить японскую «Королевскую битву», где в роли коммандос, отправленных на отдаленный остров кромсать друг друга из огнестрельного оружия, выступают даже не подростки - дети.

Новизна «Голодных игр» в том, что это фильм не про диктатуру. И не про охоту на людей. Это фильм про телевидение. Про его пошлость, безвкусицу, про его дикие правила и антигуманные законы. Про его накладные ресницы и обильный макияж. Это фильм о том, как из «Бегущего человека» сделали «Фабрику звезд» или «Танцы на льду».

Один французский философ, которого все считали сумасшедшим, предсказал 30 лет назад, что если люди и дальше будут смотреть телевизор столько времени, сколько они его смотрят, по ТВ должны показывать сюжеты не «о жизни», а о том, как люди смотрят телевизор. Собственно, прогноз этого философа сбылся: Голливуд выпускает все больше картин о телевидении, о жизни по ту сторону экрана. Вспомнить хотя бы феноменальный успех «Миллионера из трущоб» - блокбастера об индийском мальчике, выигравшем массу денег на телевикторине.

Героев «Голодных игр» - обычную пару подростков, конечно же, влюбленных (какой Голливуд без банальщины), учат быть «селебрити» харизматичные «тренеры». Главное правило - «нравиться зрителям». Собственно, именно эти уроки «шоу-биза» и есть главное в «Голодных играх», недаром же роль одного из «костюмеров» играет музыкант Ленни Кравитц. Героям объясняют: даже если тебе очень плохо, даже если тебе пробило колено стрелой, нужно думать о том, как ты выглядишь. Если ты сможешь заставить зрителя расплакаться, спонсоры обязательно пришлют тебе лекарство на крохотном парашютике.

«Тоталитарная составляющая» фильма проработана меньше, чем «антителевизионная». Не потому ли, что в книге - равно как и в сценарии - главным диктатором считается именно экран? Герои спорят перед отправлением на битву: а что будет, если телевидение перестанут смотреть? Отправлять «на убой» юношей и девушек провинившихся кварталов будет уже незачем. Однако в том и специфика современного мира: мы ругаем ТВ, ненавидим его, но - смотрим. И в этом смысле диктатуру победить невозможно. Потому как она совершенно не там, где мы ее ищем: не в тиранах, которые нарисованы в «Голодных играх» довольно небрежно, несколькими набросками, а в природе нашего внимания, жаждущего зрелищ.

Конечно же, нас ждет хэппи-энд. Но этот хеппи-энд - такая же симуляция и издевка, как ситуация, в которую поставлены герои: перед отправлением на смерть их «поздравляют» с попаданием на шоу, а после жестокой «рубки» за свою жизнь они вынуждены одеваться в вечерние наряды и нести банальщину в ответ на подчеркнуто банальные вопросы телеведущего. Да, эти двое выиграли, но тирания не повержена. Победило шоу, с которым поистине сделать ничего невозможно.

Сложно сказать, что испытывали пришедшие на дневной сеанс «Голодных игр» в Дом кино: если они искали «выжималки слез» вроде «Титаника», то с этой ролью фильм однозначно не справился, хотя сцены, претендующие на романтизм, в нем присутствуют. Если они искали антитоталитарного фильма, то впечатлений, аналогичных «V значит вендетта» братьев Вачовски (или хотя бы сопоставимых с экранизацией оруэлловского «1984»), картина не оставила. Некоторые сюжеты из Интернета (например, о подавлении протестов в России) оставляют более пронзительное антиутопическое впечатление, чем «Голодные игры».

Что до «Голодных игр» как издевки над ТВ, то, чтобы воспылать в десять раз более сильными чувствами по этому поводу, белорусам достаточно просто остаться дома и включить один из местных каналов.

Добавить комментарий
Проверочный код