Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (838) 2 апреля 2012 г. Экономика

Назад в прошлое - 3

02.04.2012, Александр Обухович

Продолжим разбор программной статьи академика и спикера Совета Республики Анатолия Рубинова «Общество. Власть. Время», опубликованной в газете «СБ - Беларусь сегодня» 29.02-07.03.2012г. Третья часть его статьи посвящена обоснованию интеграции с Россией. Но как не получилось у него обосновать необходимость для страны авторитарного правления (см. «БелГазету» N10 от 19.03.2012г.), как смешно выглядит номенклатурная приватизация как средство демократизации (cм. «БелГазету» N11 от 29.03.2012г.), так и готовность нашей бюрократии капитулировать перед попытками России инкорпорировать экономику Беларуси не похожа на братское единение народов.


Думаю, что г-ном Рубиновым неверно определены главные проблемы мировой политики. Сегодня главная проблема - мировой экономический кризис, главный вопрос - кто будет оплачивать выход из него.

Попытка выстроить Pax Americana, жесткую пирамиду с США на вершине, была предпринята Штатами еще при Джордже Буше-младшем. И эта попытка провалилась, поскольку встретила отпор со стороны даже самых близких союзников. Очутившись перед перспективой конфронтации чуть ли не со всем миром, США приняли решение временно отступить. И сегодня «черный голубь мира» Барак Обама позиционирует США «всего лишь» как «всемирного полицейского», который готов к силовому вмешательству только тогда, когда нарушается «общественный порядок». Правда, этот полицейский сам решает, нарушается ли порядок, и сам себе устанавливает «зарплату», взимая ее через эмиссию долларов, несмотря на робкие протесты охраняемых. В этом плане поведение США похоже скорее на практику российских бандитских крыш, чем на исполнение обязанностей цивилизованного полицейского.

Так что сегодня США, продолжая риторику вождя, на деле и не пытаются руководить миром, стараясь только выколотить из него побольше «налогов».

Что же касается ЕС, то, как недавно заявил премьер-министр Сингапура, «Европа больше не является глобальным игроком». Да, богата. Да, обустроена. Но все больше напоминает миллионера на пенсии: богат, уважаем, может почудить (как Европа с экологией и гей-парадами), но в серьезных делах его мнением уже не интересуются. Поскольку он заведомо «не в теме». Слишком много проблем в большой Европе, чтобы ее лидеры могли позволить себе всерьез заниматься глобальными вопросами. Япония приблизительно в аналогичном положении.

Китай, безусловно, стал одним из мировых центров экономической силы. Однако в своем развитии он вплотную подошел к рубежу, когда требуется весьма серьезно менять и экономическую, и социальную политику - проблемы внутри нарастают.

Мировой экономический кризис, как и положено кризису перепроизводства, проводит глобальное перераспределение сил. Но Беларусь, как и Россия, находится в очень глубокой периферии мировых процессов и пока затронута кризисом незначительно. И неправда, что небольшие страны «обязательно должны примыкать к какому-либо из центров силы». Тайвань, Малайзия, Сингапур, Чили, Вьетнам в связи с кризисом имеют массу проблем, но решают их самостоятельно, не просят «помощи, протекции и защиты», развиваются успешно. Заметим, без серьезного экспорта сырья. Поскольку их экономики состоялись, а вот белорусская экономика - нет. Кризис прошлого года показал и ее крайнюю неустойчивость и сильную зависимость от внешних «подпорок». У нас все проблемы внутри, у нас - свой кризис, с мировым связанный крайне слабо.

Осознав провал своей экономической модели и не находя выхода из кризиса, наши власти решились на интеграцию с Россией на российских же условиях. По сути - на демонтаж существующей социально-экономической модели.

Дело не в демонтаже. Наша модель обанкротилась, и ее демонтаж неизбежен. Дело в России - состоянии ее экономики, в ее экономической политике.

Россия имеет большие резервы, цветущие мегаполисы, высокие доходы населения, но экономика для такой страны у нее маленькая. Как говорят, «в России есть только нефть и коррупция».

Россия - страна-рантье, проматывающая свое национальное богатство. Когда страна вывозит сырье и продукты его первичной переработки, а ввозит товары потребления - страна беднеет: сырье ушло, товары потреблены. Для ввоза следующей партии товаров нужно опять вывозить. В России колониальная структура доходности. Имеет место перенакопление капитала в торговле, финансах, строительстве при недофинансировании промышленности.

В России правит олигархия, включающая не только сырьевиков и металлургов, но и финансистов, и крупных торговцев. Все крупные корпорации организованы как конгломераты (и, по большому счету, неэффективны). Крупный бизнес имеет господдержку на всех уровнях. Коррупция в стране - легендарная.

Научно-технический потенциал страны ничтожен. Имеющиеся научные кадры и учреждения работают в основном по зарубежным контрактам. Экономика России инновации отторгает.

Руководители страны все эти проблемы прекрасно осознают. Реиндустриализация страны рассматривается как первоочередная национальная задача начиная с 2000г. Но кардинальных сдвигов, несмотря на обильное финансирование проектов, до сих пор не произошло. Концепция развития промышленности неэффективна, но пользуется поддержкой могущественных лоббистов.

И как г-н Рубинов представляет деятельность наших слабых, сплошь имеющих недокапитализацию предприятий в общем экономическом пространстве с такой Россией? Ведь даже плана реформ, адаптации к российским условиям пока не потрудились придумать. Наши - все еще совковые - предприятия просто передавят в конкурентной борьбе. И совершенно зря власть надеется, что богатые россияне их модернизируют: экономически эффективнее для них будет создать аналогичные в России, переманив необходимый минимум кадров. А что будут делать остальные?

В заключение - о версиях г-на Рубинова, объясняющих столь большой разрыв в зарплатах у нас и в России. Комментировать эту чушь нет никакой возможности - это не для печати. На деле все выглядит так.

Есть разница в источниках формирования фонда оплаты труда в производственной и непроизводственной сфере. С непроизводственной все понятно: Россия финансирует ее из природной ренты, нам приходится зарабатывать. Все годы не зарабатывали. Закрывали из внешних источников: российской подпитки, кредитов, долгов. С прошлого года нас заставляют жить по средствам. Отсюда и эффект.

По-другому выглядит ситуация на производстве. Возьмем для примера два средних предприятия машиностроения, выпускающих одинаковую продукцию на схожем оборудовании. Соответственно, цены можно считать одинаковыми. Но россияне имеют рентабельность 30-40%, мы - 5-10% (если в России рентабельность какой-то продукции ниже - ее просто не выпускают, персонал увольняют). Соответственно, себестоимость - лишь 76% нашей.

В нашей себестоимости 10% - энергоносители, 30% - фонд оплаты труда с налогами, 50% - сырье и комплектация. Даже если в России энергоносители в два раза дешевле, их фонд оплаты труда не выше 60% нашего. А средняя зарплата в 2,5 раза выше. Следовательно, на таком предприятии трудится лишь 25% нашей численности работников.

Вот и весь секрет. Российские предприятия уже давно прошли рационализацию производства, немедленно сокращают лишних, все недозагруженные операции вынесли на аутсорсинг. И как прикажете конкурировать нашим предприятиям с огромной лишней численностью работников, лишними площадями, массой незадействованного оборудования?

Как в вопросах принципов госстроительства (см. предыдущие публикации), так и в вопросах международных экономических отношений г-н Рубинов проявляет просто опасный примитивизм. Если на таком уровне готовить и принимать государственные решения - кризис нас не покинет никогда.

Добавить комментарий
Проверочный код