Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (838) 2 апреля 2012 г. Экономика

Лучше перебдеть, чем недобдеть

02.04.2012, Сергей Жбанов
Как пишет «Рэспублiка», результаты проверки в одном из магазинов на пр. Машерова и в кафе-баре первой наценочной категории на ул. Хоружей потрясли проверяющих специалистов Комитета госконтроля. Торговая наценка, установленная на некоторые виды блюд вроде чая «Ахмад Эрл Грэй с бергамотом» составила 909%! Однако удивляться тут нечему, поскольку все по закону.



Проверяющим с нежной психикой рекомендуем дышать ровно и полной грудью и глубоко вникать в предварительно изучаемые нормативные документы. В соответствии с указом президента от 1 марта 2010г. N127 «О внесении дополнения в Указ президента Республики Беларусь от 19 мая 1999г. N285» формирование наценок и цен в ресторанах, кафе, барах, наценочных категорий люкс, высшая и осуществляется с учетом конъюнктуры рынка, т.е. без ограничений. Поэтому никого не должно удивлять, что кока-кола продается с наваром в 550%, а местная морковь идет в блюда с наценкой в 606%. И все ссылки на аргументы типа того, что это «немыслимо», надо приберечь для другого случая. Закон есть закон.

Кроме того, в Беларуси еще есть предприятия общепита и второй, и третьей наценочной категории, к которым относятся все студенческие и рабочие столовые. В 2010г. Минторг подготовил законопроект, предполагающий отмену предельных торговых наценок и для этих видов предприятий общепита. Прогрессивная белорусская общественность приветствовала этот либеральный документ, отдающий отрасль во власть рыночных механизмов регулирования. Интернет-сайт naviny.by на этот счет писал: «Станет историей и система присвоения объектам общепита наценочных категорий. Ожидается, что в новых условиях бизнес сможет работать уже после Нового года».

«Предельные наценки в общепите уже не могут выполнять роль регулятора уровня цен», - заявил тогда сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, посетовав, что «ни один представитель общепита второй наценочной категории не имеет права, например, устанавливать наценку свыше 70%. Это, в свою очередь, не стимулирует производство дешевых блюд из дешевого (как правило, местного) сырья».

Как сегодня воплощенная мечта выглядит на практике, можно понять из случая, описанного в материалах проверки КГК. В заведениях (хотя и первой категории) каждый клиент мог отведать блюда, изготовленные из белорусской свеклы, картофеля, лука и капусты с наценкой в 250-300% и запить вкусный обед из продукции местного растениеводства стаканчиком заокеанского виски Jack Daniel's Tennessee с наценкой более 312%.

С таким наваром можно не изводить свои мозги мыслями о рентабельности бизнеса. В этом случае, пожалуй, будет уместно вспомнить знаменитое изречение Томаса Джозефа Даннинга, процитированное автором «Капитала»: «Обеспечьте 10%, и капитал согласится на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе шею, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Карл Маркс использовал этот афоризм для обличения капитализма, хотя проблема заключается не в общественно-экономической формации, а в природе человека, извечно стремящегося к максимальной выгоде.

Все остальные примеры, приведенные в акте проверки предприятий общепита, четко укладываются в данную незамысловатую формулу. Структура розничного товарооборота предприятия, подвергшегося проверке, на 87% состояла из выручки, полученной от продажи товаров, и лишь на 13% - от реализации товаров и услуг собственного производства. Если учесть, что на предприятии использовались «кассовые суммирующие аппараты, применение которых не предусмотрено на предприятиях такого типа», то оба этих факта косвенно указывают то, что заведение следовало бы скорее назвать прачечной по отмывке нелегально полученных доходов, нежели кафе-баром.

Другие выявленные нарушения также типичны для всей сети белорусского общепита: неисключение из калькуляции стоимости отсутствующего на производстве сырья; нарушение технологии приготовления блюд; недовложение продуктов; завышение норм закладки сырья и, как следствие, обсчет. Это значит, что независимо от категории заведения и суммы чека, которые оплачивает клиент, его часто кормят не тем, что он заказал. В описываемом примере речь идет об омлете с семгой и круассаном, тартаре из лосося и драниках с красной икрой, которые были проданы в день проверки. Хотя большинства ингредиентов, необходимых для приготовления этих блюд, на кухне не было и в помине. Те же клиенты, кто заказывал блюда попроще, получали еду, изготовленную из просроченной свинины. Но нареканий от клиентов на качество этой вкуснятины не поступало.

Кто-то ведь может возразить: «Не нравятся цены - ешь дома». Однако соседние страны как-то преодолели свое совковое прошлое и уверенно конкурируют друг с другом, борясь за клиента. Для этого предприятия общепита должны стоять стенка в стенку, одно за другим, а не за километры друг от друга. При этом большинство из них должны быть расположены в собственном помещении, а не в арендованном у государства-монополиста, устанавливающего запредельную ставку. Уровень налогов и условия работы должны быть такими, чтобы привлекать иностранных инвесторов. Ведь только они могут победить совок в белорусском общепите, установив свои более высокие стандарты качества обслуживания на рынке. Без соблюдения перечисленных базовых условий нормальной рыночной конкуренции борьбы за клиента не будет.

Так что освобождать общепит от ограничений в ценообразовании и санитарных проверок было крайне неразумно. Необходима гармония: советские условия производства должны соблюдаться с помощью рабоче-крестьянского контроля. Лучше перебдеть, чем недобдеть. А то безнадзорные технологи общепита потравят зарождающийся в Беларуси средний класс.

Добавить комментарий
Проверочный код