Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (838) 2 апреля 2012 г. Дом

Сдать нормативы

02.04.2012, Валентина Овчинникова

Правительство обязало застройщиков, возводящих жилье по схеме долевого участия, ежеквартально подавать в исполкомы сведения, подтверждающие их финансовую состоятельность. Дополнительные требования призваны лучше защитить интересы дольщиков. Однако участники рынка признали, что при желании компании-махинаторы смогут обойти новый уровень контроля, и предложили альтернативные способы уберечь граждан от связей со строительными пирамидами.


Правом устанавливать дополнительные требования к застройщикам правительство наделил еще прошлогодний указ N324, урегулировавший правоотношения сторон при долевом строительстве. Это право вылилось в постановление N1497, вступившее в силу в конце февраля т.г. Документ установил для застройщиков, во-первых, норматив обеспеченности обязательств: отношение суммы активов строительной компании к обязательствам по договорам долевого строительства должно составлять не менее 0,5. По информации «Дома», все давно работающие на рынке компании с запасом укладываются в эту цифру; непосильной она может оказаться либо для новичков, либо для откровенных аферистов. А во-вторых, постановление ввело норматив безубыточности: из трех последних лет работы застройщика на рынке не менее двух он должен окончить с положительным финансовым результатом.

Помимо информации о выполнении нормативов финансовой устойчивости стройбизнес должен ежеквартально направлять в исполком, выдавший разрешение на долевое строительство, сведения о многоквартирном жилом доме и использовании привлеченных средств дольщиков.

Новые механизмы контроля Совмин ввел по предложению Комитета госконтроля. В ведомстве БелТА уточнили, что, проанализировав деятельность застройщиков, зафиксировали ряд распространенных нарушений. Некоторые компании, вопреки требованиям, не указывали в опубликованных проектных декларациях сведения о ценах на объекты долевого строительства. При этом заключение договоров с дольщиками осуществлялось по ценам, рассчитанным на основании сметной документации, не прошедшей госэкспертизу, и с применением необоснованных повышающих коэффициентов (к зарплате, накладным расходам и пр.).

Еще одно выявленное нарушение - в обход законодательства застройщики закладывали в расчеты прибыль свыше 5% для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Имели место и нарушения при привлечении и расходовании средств, перечисленных участниками долевого строительства.

Однако участники рынка не верят, что изложенные в постановлении новшества искоренят эти или иные нарушения. Прежде всего, остается неясным, кто и как будет отслеживать точность поданных данных. Технически постановление возлагает такую обязанность на исполкомы. Они же должны проводить анализ поступивших от застройщиков документов. Но это потребует отвлечения квалифицированных специалистов, которые к тому же, видимо, должны будут сопоставлять информацию с данными налоговых служб.

Результатом этого станет заметное (хотя и вполне посильное для стройбизнеса) увеличение документооборота. А вот на вопрос о том, смогут ли представители местных исполнительных и распорядительных органов оперативно отследить угрозу для дольщиков и обезопасить их, представители стройотрасли отвечают со скепсисом. «Если организация - жулик, то что ей мешает предоставить документы неправдоподобные, искаженные?» - вопрошает глава компании «Арэса-Сервис» Сергей Коренько.

К тому же мониторинг финансовой состоятельности застройщиков раз в квартал нельзя назвать рекордно оперативным. «Недобросовестная компания отчитается за квартал, а в течение следующих трех месяцев может таких дел наделать, что и за год не разберутся. Это же не ежеминутный контроль», - прокомментировал «Дому» законодательную новинку председатель наблюдательного совета ОАО «10-УНР Инвест» Василий Устинчик.

Ассоциация застройщиков предлагала альтернативные способы контроля. Коренько сообщил, что стройбизнес, в частности, счел возможным ввести для этих целей механизм аудита целевого использования средств. Процедура несложная и обходилась бы недорого, но, учитывая, что любая аудиторская компания дорожит лицензией, учинить подлог было бы сложнее. Результаты аудита можно было бы представлять в госорганы, участь сотрудников которых была бы несравнимо легче. Впрочем, по информации «Дома», проводить такие аудиты предлагалось раз в полгода или в год. А значит, контроль был бы менее оперативным.

Стоит отметить, что введенные правительством дополнительные требования хоть и увеличат бумагооборот в строительных компаниях, не обременят их финансово. Ранее различные ведомства предлагали ввести обязательное страхование ответственности застройщиков перед дольщиками, но всё же отказались от такого обеспечения: страховые взносы легли бы на себестоимость строительства и увеличили стоимость метра для дольщиков.

Добавить комментарий
Проверочный код