Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№13 (838) 2 апреля 2012 г. Дом

Сдать нормативы

02.04.2012, Валентина Овчинникова

Правительство обязало застройщиков, возводящих жилье по схеме долевого участия, ежеквартально подавать в исполкомы сведения, подтверждающие их финансовую состоятельность. Дополнительные требования призваны лучше защитить интересы дольщиков. Однако участники рынка признали, что при желании компании-махинаторы смогут обойти новый уровень контроля, и предложили альтернативные способы уберечь граждан от связей со строительными пирамидами.


Правом устанавливать дополнительные требования к застройщикам правительство наделил еще прошлогодний указ N324, урегулировавший правоотношения сторон при долевом строительстве. Это право вылилось в постановление N1497, вступившее в силу в конце февраля т.г. Документ установил для застройщиков, во-первых, норматив обеспеченности обязательств: отношение суммы активов строительной компании к обязательствам по договорам долевого строительства должно составлять не менее 0,5. По информации «Дома», все давно работающие на рынке компании с запасом укладываются в эту цифру; непосильной она может оказаться либо для новичков, либо для откровенных аферистов. А во-вторых, постановление ввело норматив безубыточности: из трех последних лет работы застройщика на рынке не менее двух он должен окончить с положительным финансовым результатом.

Помимо информации о выполнении нормативов финансовой устойчивости стройбизнес должен ежеквартально направлять в исполком, выдавший разрешение на долевое строительство, сведения о многоквартирном жилом доме и использовании привлеченных средств дольщиков.

Новые механизмы контроля Совмин ввел по предложению Комитета госконтроля. В ведомстве БелТА уточнили, что, проанализировав деятельность застройщиков, зафиксировали ряд распространенных нарушений. Некоторые компании, вопреки требованиям, не указывали в опубликованных проектных декларациях сведения о ценах на объекты долевого строительства. При этом заключение договоров с дольщиками осуществлялось по ценам, рассчитанным на основании сметной документации, не прошедшей госэкспертизу, и с применением необоснованных повышающих коэффициентов (к зарплате, накладным расходам и пр.).

Еще одно выявленное нарушение - в обход законодательства застройщики закладывали в расчеты прибыль свыше 5% для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Имели место и нарушения при привлечении и расходовании средств, перечисленных участниками долевого строительства.

Однако участники рынка не верят, что изложенные в постановлении новшества искоренят эти или иные нарушения. Прежде всего, остается неясным, кто и как будет отслеживать точность поданных данных. Технически постановление возлагает такую обязанность на исполкомы. Они же должны проводить анализ поступивших от застройщиков документов. Но это потребует отвлечения квалифицированных специалистов, которые к тому же, видимо, должны будут сопоставлять информацию с данными налоговых служб.

Результатом этого станет заметное (хотя и вполне посильное для стройбизнеса) увеличение документооборота. А вот на вопрос о том, смогут ли представители местных исполнительных и распорядительных органов оперативно отследить угрозу для дольщиков и обезопасить их, представители стройотрасли отвечают со скепсисом. «Если организация - жулик, то что ей мешает предоставить документы неправдоподобные, искаженные?» - вопрошает глава компании «Арэса-Сервис» Сергей Коренько.

К тому же мониторинг финансовой состоятельности застройщиков раз в квартал нельзя назвать рекордно оперативным. «Недобросовестная компания отчитается за квартал, а в течение следующих трех месяцев может таких дел наделать, что и за год не разберутся. Это же не ежеминутный контроль», - прокомментировал «Дому» законодательную новинку председатель наблюдательного совета ОАО «10-УНР Инвест» Василий Устинчик.

Ассоциация застройщиков предлагала альтернативные способы контроля. Коренько сообщил, что стройбизнес, в частности, счел возможным ввести для этих целей механизм аудита целевого использования средств. Процедура несложная и обходилась бы недорого, но, учитывая, что любая аудиторская компания дорожит лицензией, учинить подлог было бы сложнее. Результаты аудита можно было бы представлять в госорганы, участь сотрудников которых была бы несравнимо легче. Впрочем, по информации «Дома», проводить такие аудиты предлагалось раз в полгода или в год. А значит, контроль был бы менее оперативным.

Стоит отметить, что введенные правительством дополнительные требования хоть и увеличат бумагооборот в строительных компаниях, не обременят их финансово. Ранее различные ведомства предлагали ввести обязательное страхование ответственности застройщиков перед дольщиками, но всё же отказались от такого обеспечения: страховые взносы легли бы на себестоимость строительства и увеличили стоимость метра для дольщиков.

Добавить комментарий
Проверочный код