Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№12 (837) 26 марта 2012 г. Тема недели

«Руководство Германии просто умоляло выпустить хотя бы пару политзаключённых»

26.03.2012, Виктор Мартинович
Введение Европой новых ограничительных мер в отношении Беларуси обозревателю «БелГазеты» Виктору Мартиновичу комментирует немецкий политолог Александр РАР.
«Руководство Германии просто умоляло выпустить хотя бы пару политзаключённых»

- Чуда не произошло. Санкции введены. Конфликт будет нарастать?

- Я думаю, этого действительно стоило ожидать. Нагнетание страстей происходило с двух сторон. Минск и Брюссель вступили в новый этап баталий - баталий на почве вопросов о разном понимании демократии, прав человека. Корень конфликта - в разном подходе к ценностям, на которых строится Европа. Именно этим объясняется серьезность происходящего. Иногда людям со стороны этот конфликт вообще непонятен. Но происходит цивилизационный спор. И в силу этого быстро его не решить. Напомню, противостоянию Минска и ЕС больше 10 лет.

ПРО РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

- А Россия на чьей стороне? Ей ближе наше или европейское понимание прав человека, демократии, свобод?

- Объективный ответ на этот вопрос невозможен. Есть две разные правды. Думаю, Россия, как и Беларусь, придерживается мнения, что Европу нужно выстроить, положив в фундамент христианские ценности. Что пути к демократии - разные. Что Беларусь, Украина, Россия - на одной стороне баррикад в понимании демократии. В споре о ценностях с ЕС эти три страны считают, что невозможно всю Европу - от Атлантики до Тихого океана (не только географическое пространство ЕС) - выстроить на понятиях, которые столетиями вымучивались Западной Европой или Старой Европой.

Эти ценности ЕС сейчас хочет распространить на всю территорию ОБСЕ. Или по меньшей мере на территорию стран, входящих в Совет Европы. Это не признается в Минске, в Москве как должное, как правило игры, по которому нужно играть. А для ЕС никаких альтернатив этому нет. Европа должна быть выстроена на ценностях Евросоюза. ЕС рассматривает себя как клуб государств, исповедующих либеральные ценности. Государства, которые имеют другие ценности, которые оправдывают авторитаризм у себя дома, - считаются изгоями. Они не входят в Европу, их выталкивают или поучают.

ПОЧЕМУ САНКЦИИ НЕ ГРОЗЯТ РОССИИ И КАЗАХСТАНУ

- А почему к странам, обладающим углеводородами, предъявляются несколько иные требования? Вспомнить хотя бы фальсификации выборов в России, которые прошли не вполне замеченными? Или расстрел мирных граждан в казахстанском Жанаозене... В Беларуси на улицах никого не стреляют, а список невъездных в ЕС уже более чем на две сотни фамилий...

- Ваш вопрос очень правильный, на него можно ответить так, как вы спросили: с государствами, у которых есть ресурсы, обращаются помягче, потому что есть зависимость от них. Но это не самый правильный ответ.

Надо признать, что и Казахстан, и Азербайджан являются объектами жесточайшей критики на Западе. Когда несколько недель назад в Германию приезжал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, был большой шум. Высшее руководство нашей страны подписало с Назарбаевым договор о сотрудничестве в эксплуатации казахстанских ресурсов с помощью немецких технологий. Некоторые либеральные газеты призывали не общаться с этим правителем вообще. Газеты просили ни в коем случае не подписывать договор, т.к. он руководит государством-изгоем. Вот до чего дошло!

Поэтому нельзя сказать, что Беларусь и Казахстан меряют разными мерками. Казахстан, как Азербайджан и Узбекистан, очень быстро попали в ту компанию, в которой уже давно находятся Россия и Беларусь. А теперь, после прихода к власти Януковича, в компанию добавилась еще и Украина.

Действительно, Казахстану, Азербайджану, России легче смягчить Запад. Им, во всяком случае, не грозят никакие санкции со стороны ЕС. Потому как у этих стран есть очень важные ресурсы, в которых Европа нуждается.

ПРО ТО, КАК РЕЖИМ УМОЛЯЛИ

- С четверга на пятницу, 23 марта, некоторые интересующиеся политикой белорусы до полночи обновляли новостные сайты, ожидая увидеть информацию об освобождении тех лиц, которых Европа считает политзаключенными. Это выбило бы козыри из рук Совета ЕС и не позволило расширить санкции на заседании. И все-таки почему из тюрем не отпустили хотя бы нескольких «политических», несмотря на явные сигналы из Брюсселя?

- Может быть, потому, что Лукашенко счел, что он не будет признавать никаких ультиматумов. Знаете, лично я считаю, что тут проблему создала Беларусь. Действительно, речь шла не о том, чтобы выпускать сразу всех тех заключенных, которые мозолят глаза Западу. Но некоторых людей, которые, с моей точки зрения, действительно находятся там по абсолютно непонятным причинам, выпустить можно было бы. Эти люди там, в тюрьмах, из-за политики. Могли бы быть осуждены на административные наказания за мелкое хулиганство, а фактически сели за участие в политической демонстрации. Их можно было выпустить и предотвратить санкции.

Это бы оценили. Германия - в особенности оценила. Германия всегда выступала за партнерство с Беларусью. Немецкие лидеры говорят, что помимо политики ценностей Евросоюзу нужно проводить и политику интересов. Нужно дать такой стране, как Беларусь, больше времени для того, чтобы встать на ноги и выстроить демократические институты. Нельзя требовать от Беларуси того, что поляки могли создавать десять лет. У Польши - другие традиции, другая история. В Германии все это понимают.

Поэтому я знаю, что высшее руководство Германии посылало сигналы по своим каналам. Руководство Германии просто умоляло руководство Беларуси выпустить хотя бы пару политзаключенных, для того чтобы этого конфликта - конфликта серьезного - не произошло. Со стороны Минска реакция могла быть более мягкой, более тонкой, более конструктивной.

ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ

- Какими будут дальнейшие действия ЕС в случае эскалации конфликта? Поговаривают о возможности сокращения штата посольств, об их низведении до консульского уровня. Возможно ли это и каких еще шагов ждать?

- Сейчас можно ожидать всего. Я помню, что все те баталии на почве демократии, ценностей, прав человека, которые мы видим сейчас, уже однажды случались между Минском и Брюсселем. Не покидает ощущение дежавю.

Началось все в 1997г., во времена, когда были первые споры о дипломатах, которые не хотели покидать здания посольств в Дроздах. Тогда тоже была эскалация, стороны настаивали на своих позициях. Так происходит и сейчас.

Европейцы считают, что за ними - сила. Что эта сила в конце концов заставит Беларуси идти в сторону демократии и уважения прав человека. Что ЕС заставит Минск принять западные правила игры, распространить их на Беларусь. Беларусь в ответ ужесточает позиции, показывая Западу, что она не является ученицей, что Западу ее нечему учить, что она воспринимает навязываемую ей учебу как попытку вмешаться в свои внутренние дела.

Понимаете, мир сейчас очень сильно меняется. И вопрос о ценностях оказывается гораздо более принципиальным, чем кажется на первый взгляд. С точки зрения Запада, мир уже не состоит из национальных государств. Понятие «суверенитет» и «неприкосновенность внутренних дел» существенно изменились в западной традиции. Прежний суверенитет уже существует только на бумаге. Фактически же Запад исходит из того, что там, где нарушают права человека, права меньшинств, там, где есть авторитарные действия руководителя в отношении своего народа, происходит беда. И нужно вмешиваться! Причем вмешиваться сразу всей мировой общественности, под эгидой ведущих стран Запада. Все это было немыслимо 20-30 лет назад, потому что мир стоял на других основах.

- То есть Запад не вмешивался во внутреннюю политику стран-соседей даже тогда, когда она была слишком жесткой?

- Любой африканский диктатор-людоед мог спокойно уничтожать своих людей - никто не имел права даже слово ему сказать. Таким было мировое право: на территории своих государств правители могли делать все, что хотели. Сейчас же там, где нарушаются права человека, Запад стремится вмешиваться напрямую. А в Беларуси, по его мнению, права человека нарушаются. И если Беларусь будет продолжать стоять на своих столь жестких позициях, то напряженность будет расти.

«ЛУКАШЕНКО МОЖЕТ ДОСТАТОЧНО СПОКОЙНО РЕАГИРОВАТЬ»

- Вплоть до недипломатических действий?

- Не дай бог этому перерасти в более серьезный конфликт! Хотя в новую холодную войну из-за белорусских политзаключенных я точно не верю. Скорее произойдет то, чего мы точно не хотим, но наверняка хочет Россия.

Беларусь, не сумев в одиночку справиться с Западом, уйдет в объятия России. Попытается от России получить заступничество от Запада. Но это тоже нехороший сценарий, ведь и Россия тогда начнет конфликтовать с Европой - нам это не нужно. Но такая ситуация вполне может произойти.

- Постпред России при ЕС Владимир Чижов заступился за Беларусь, заявив, что экономические санкции против нашей страны ударят и по России ввиду высокой степени интеграции экономик. Может ли Беларусь рассчитывать на серьезную помощь Кремля в противостоянии Западу или все ограничится такими вот дипломатическими формулировками?

- Хороший вопрос, что выгодней России: встать на защиту Беларуси и тем самым поругаться с Западом или же не защищать Беларусь, понимая, что Лукашенко в нужный для него момент может спрыгнуть с поезда, идущего на Восток, и опять двинуться в сторону Запада.
Мне кажется, Лукашенко понимает, что если он доведет страну до той точки, после которой начнется объединение Беларуси с Россией, Запад снимет санкции против его страны, чтобы не допустить восстановление русской империи на востоке. И поэтому Лукашенко может достаточно спокойно реагировать на складывающуюся ситуацию, осознавая, что санкции уйдут как только в качестве их результата замаячит перспектива исчезновения суверенного государства в центре Европы и продвижение границ России до Польши.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Рар родился в 1959г. на Тайване. В 1980-88гг. учился в Мюнхенском университете (история Восточной Европы, новейшая история, политология); 1977-85гг. - работал в исследовательском проекте о советских руководителях при Федеральном институте восточноевропейских и интернациональных исследований в Кельне; 1990-91гг. - East-West Institute (Нью-Йорк). В 1994-95гг. был занят в Исследовательском институте Германского совета по внешней политике. С 1995г. - директор центра по России и Евразии при Германском совете по внешней политике (с 2010г. центр переименован в центр им. Бертольда Бейца). В 2004г. стал почетным профессором МГИМО. Автор ряда non-fiction бестселлеров о России (биография Владимира Путина «Немец в Кремле», книга «Путин после Путина. Капиталистическая Россия на пороге нового мирового порядка»).

Добавить комментарий
Проверочный код