Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (837) 26 марта 2012 г. Мнения

Иллюзия союза

26.03.2012, Виталий Портников
На этот раз президент Беларуси Александр Лукашенко решил не винить в интеграционном провале российское руководство, а свалил вину за неподписание соглашения о реорганизации Евразийского экономического сообщества на президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Но еще за день до сенсационного интервью Лукашенко телеканалу Russia today вице-премьер Беларуси Сергей Румас говорил о неготовности других участников сообщества, не выделяя Россию или Казахстан. Да и зная политический опыт Нурсултана Назарбаева, можно предположить, что он вряд ли решился бы на торпедирование соглашения о Евразийском экономическом сообществе, если бы считал, что его позиция вызовет раздражение российской стороны.

Мы, конечно, можем только предполагать, что происходит, когда российский, белорусский и казахстанский президенты встречаются втроем. Но ясно, что, даже если Назарбаев выступил с заявлением, которое привело к фактическому блокированию дальнейшего развития евразийского интеграционного проекта, он не мог сделать это, не выяснив предварительно позицию президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина.

Казахстанские руководители и эксперты давно уже говорят о том, что интеграционные проекты с Россией и Беларусью несут их стране одни убытки. В отличие от Минска, Астана не нуждается в российских энергоносителях, зато нуждается в сбыте собственных. На практике это означает, что Россия и Казахстан зачастую выступают не как союзники, а как конкуренты. И Назарбаеву абсолютно не с руки передавать принятие важнейших экономических решений в руки российских чиновников во главе с Виктором Христенко, бывшим министром промышленности и торговли в правительстве Путина.

Но и России сейчас совершенно не с руки создавать действительно серьезный интеграционный союз. Ведь для нее это означает на практике только одно - поступиться своими экономическими интересами в пользу недовольного Казахстана и спонсировать Беларусь, президент которой явно не заинтересован ни в серьезных экономических реформах, ни в дальнейшей приватизации стратегических объектов экономики. На все это можно было бы, возможно, закрыть глаза, если бы Москве удалось уговорить присоединиться к объединению украинского президента Виктора Януковича. Но он пока не спешит, да и реальных возможностей согласиться на предложение Путина не имеет. Поэтому решение притормозить на вираже может быть вполне консолидированным решением России и Казахстана.

А ведь все это происходит еще до того, как Россия присоединилась к ВТО, что потребует от нее действительно серьезных экономических решений. И до ожидаемых осенью проблем в российской социальной сфере - что потребует поиска новых денег для россиян, а не траты имеющихся резервов на белорусов. Словом, дело отнюдь не в Назарбаеве.

Дело в союзе, которого нет и, скорее всего, не будет.

Добавить комментарий
Проверочный код