Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (836) 19 марта 2012 г. События. Оценки

Не учите нас жить

26.03.2012, Сергей Жбанов
Беларусь с трудом находит общий язык с международными финансовыми организациями, выступающими в роли главных внешних кредиторов республики. В последнее время у белорусского руководства даже с Антикризисным фондом (АКФ) появились серьезные разногласия.

«В принципе условия по соглашению с Антикризисным фондом у нас выполняются. Но Антикризисный фонд считает, что нам нужно ужесточить эти условия. И основная претензия, которая к нам имеется, это структурное преобразование, что подразумевает смену государственной собственности на частную. Я думаю, что мы имеем голову на плечах и сами должны видеть, где надо менять, а где не надо. А все остальное, что касается цифровых показателей, у нас выполнено», - сообщила во время прямой телефонной линии, организованной газетой «Республика», глава Нацбанка Надежда Ермакова. Наиболее спорным в этом заявлении председателя правления Нацбанка следует признать ссылку на то, «что мы имеем голову на плечах и сами должны видеть, где надо менять, а где не надо».

Прежде всего потому, что наши светлые головы уже не в первый раз загоняют валютный рынок в такую ситуацию, из которой страна не в состоянии выпутаться самостоятельно. Тем не менее кредитор нашелся. АКФ согласился профинансировать реформы, но не спасать белорусскую модель. Доказательством тому служит письмо о намерениях, подписанное 2 июня 2011г. премьер-министром Михаилом Мясниковичем и Петром Прокоповичем, предшественником Ермаковой на посту председателя правления Нацбанка. В письме довольно подробно описаны преобразования, которые обязалась провести Беларусь в обмен на программу кредитной поддержки, оказываемой АКФ. В частности, в разделе N3, непосредственно посвященном структурным преобразованиям, прописана «широкомасштабная программа приватизации».

Ни в письме, ни в матрице реформ, прилагающейся к письму, нет даже намека на какие-либо возражения в отношении смены госсобственности на частную. Напротив, можно прочесть о том, что «изменение структуры экономики по формам собственности повысит эффективность ее функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, расширит возможности привлечения иностранных инвестиций». Такой эффект от приватизации госсобственности рассчитывали получить как премьер, так и глава Нацбанка.

СПРАВКА «БелГазеты». Согласно утвержденному трехлетнему плану, в 2011г. должно было быть приватизировано 180 акционерных обществ, в 2012г. - еще 48, в 2013г. - еще 16 АО. Фактически в прошлом году проданы госпакеты акций 34 акционерных обществ, т.е. план был выполнен на 19%. Вице-премьер Сергей Румас вполне обоснованно оценил итоги выполнения плана приватизации как «провальные». Плачевный результат вынудил Госимущество внести коррективы в план: в 2012г. планируется провести приватизацию 133 АО, в т.ч. 83 перенесенных из плана 2011г. Правительство собиралось разработать эффективный механизм продажи акций этих предприятий, относящихся к категории «малоэффективных, в т.ч. убыточных».

Еще в феврале 2011г. вице-премьер Сергей Румас оценил перспективы получения выручки от приватизации в объеме $2,5 млрд. как сложные и неоднозначные. И он не ошибся в своих оценках. Похоже, что прилагать какие-то дополнительные усилия в этом направлении белорусское руководство не собирается. «Надеемся, что с Антикризисным фондом взаимоотношения у нас продлятся и те транши, которые предполагалось получить, мы получим, - говорит Надежда Ермакова. - Работа сейчас с Антикризисным фондом идет. Как только они решат, так мы и получим». Как известно, перевод средств кредитных траншей на спецсчет осуществляется «на основании решения совета фонда АКФ о статусе выполнения всех условий матрицы реформ, являющихся предварительными условиями выдачи траншей».

В общем, свидетельств о том, что Беларусь очень вяло и нехотя выполняет свои обязательства в рамках структурных преобразований, - хоть отбавляй. И было бы удивительно, если бы все сложилось по-иному. Таким же образом развивались события с кредитом, полученным от Международного валютного фонда в 2009-10гг. Как только стабилизационная программа закончилась, белорусская макроэкономическая политика сразу размякла, зарплаты пошли в рост, а программа структурных преобразований в экономике, оговоренных в кредитном соглашении с фондом, была отложена в долгий ящик. Правительство и Нацбанк вновь принялись решать задачи, поставленные президентом, а не МВФ.

С братским Антикризисным фондом, похоже, решили вообще не церемониться, т.е. не дожидаться и середины срока кредитного соглашения. Рекомендации АКФ по ставке рефинансирования были проигнорированы, поскольку президент сказал, что «ставку рефинансирования надо понижать для того, чтобы экономика могла получить более дешевые деньги. Они нужны. Нас жизнь уже к этому подвела». Главное, «чтобы кредиты были доступнее», закрыл тему глава государства. Иначе белорусская экономика не может демонстрировать высокие темпы роста и обеспечивать неуклонный рост благосостояния населения.

Что же касается приватизации в отдельно взятой отрасли, то президент поделился своими взглядами на этот счет на совещании по вопросу формирования крупных молокоперерабатывающих предприятий. «Да плевать на эту приватизацию, - заявил президент. - Главное - прибыль и рентабельность. Это наше право и дело, какими предприятиями управлять». И Ермакова лишь тиражирует президентский тезис на всю экономику, говоря о том, что не кредитор, а мы сами будем решать, где менять форму собственности. В общем, не учите нас жить, а просто помогите материально.

Добавить комментарий
Проверочный код