Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№9 (834) 5 марта 2012 г. Тема недели

«Это тактические ошибки польских властей в отношении Беларуси»

12.03.2012, Максим Иващенко
Новый поворот высоких дипломатических отношений официального Минска со странами Евросоюза корреспондент «БелГазеты» обсудил с зампредом комиссии по международным делам сейма Польши, экс-замминистра иностранных дел Польши Витольдом ВАЩИКОВСКИМ.



«Это тактические ошибки польских властей в отношении Беларуси»
-Что в переводе с дипломатического языка означает предложение послу покинуть страну пребывания «для консультации»?

- В дипломатической практике такой жест, как высылка посла, считается крайне недружелюбным. В отсутствие посла руководство посольством берут на себя дипломаты низшего ранга - секретарь, советник, а их контакты с властями страны пребывания, согласно протоколу, ограниченны. Посол ведь может достучаться до кого угодно, он имеет право просить и добиваться встречи с высшими представителями власти данного государства. Дипломаты низшего ранга таких прав уже не имеют. Решение белорусских властей выслать послов Польши и ЕС означает снижение уровня дипломатических контактов с нашими государствами.

- Может, действительно речь идет о какой-то консультации, которая будет способствовать укреплению польско-белорусских отношений?

- Нет, что вы! Это просто эвфемизм, который используется в дипломатии. Вся вина за этот шаг ложится на президента Лукашенко и правительство Беларуси - это было их решение выслать послов. Дипломатическая практика предполагает, что в такой ситуации другая сторона также отсылает посла первой стороны (в данном случае - белорусского посла) из собственной страны. Белорусская сторона никак не может понять, что наказание санкциями она несет за отсутствие уважения к правам человека, за создание недемократичной формы власти в собственной стране.

- А что, собственно, произошло? Польско-белорусские дипотношения и так ограничивались выдачей консульствами виз, организацией культмассовых мероприятий и наблюдением за транзитом через Беларусь углеводородов...

- Да, наши дипотношения с Беларусью трудно было назвать развитыми. Но об их замораживании раньше речь не шла: в Беларуси находился посол Польши. О полной заморозке контактов с Беларусью и сейчас говорить сложно: все чаще слышны голоса польских представителей малого бизнеса о сохранении отношений с Беларусью; Польша также поддерживает связь с демократическими лидерами Беларуси и представителями польского меньшинства.

Что дальше? Решение за белорусской стороной: пойдет Лукашенко на дальнейшую эскалацию этого конфликта или использует его в своих целях и перейдет к новым планам. В любом случае нас ждет несколько сложных недель.

- Это действительно такое болезненное наказание - расширение списка белорусских чиновников, не въездных в страны ЕС, на 21 персону?

- В своей практике я достаточно сталкивался с авторитарными и диктаторскими режимами в Иране, Северной Корее, Венесуэле, Бирме, чтобы заявлять: режим, облагаемый такими деликатными санкциями, их практически не замечает. В демократратических странах давно стоит дилемма: как наказывать санкциями? Превалирует точка зрения, что санкции должны касаться только тех, кто управляет страной, и не должны касаться обычных граждан. Считается, что обычные граждане в противном случае отвернутся от тех стран, которые накладывают санкции, объединятся вокруг режима, и санкции будут иметь обратный эффект.

Я придерживаюсь противоположного мнения: к сожалению, режимы - в Беларуси, в Иране - фактически поддерживаются значительной частью общества. Люди не несут никакого наказания за то, что поддерживают авторитарного лидера, и живут за счет определенных выгод, которыми тот их одаривают.

Санкции, которые затрагивают только ближайшее окружение власти, имеют лишь пропагандистское значение. Мы это все проходили еще во времена коммунизма, когда в ответ на санкции США в 1980-х гг. пресс-секретарь компартии Польши Ежи Урбан заявил: «Власть себя прокормит». «Делайте нам, что хотите, правительство себя прокормит» - такова обычная риторика подобных режимов: они в любом случае найдут способ продержаться.

- Откуда тогда столь острая реакция на новые визовые санкции со стороны официального Минска?

- Это очень знакомое поведение: не имея возможности решить внутренние проблемы в своей стране, режим начинает демонстрировать своему народу козлов отпущения за рубежом. Традиционно роль внешнего врага играют религиозные или этнические меньшинства внутри страны, отдельные государства или даже группы государств. «Посмотрите, это из-за них у нас проблемы! Это не наше правительство доигралось до того, что в Беларуси есть огромные экономические проблемы, - это они нас изолируют, не хотят у нас ничего покупать, не хотят нам ничего продавать, они накладывают на нас санкции!» - так поступают абсолютно все авторитарные режимы.

- Но ЕС же до сих пор демонстрирует явную мягкотелость, не идя по пути США, бьющих санкциями по ряду системообразующих предприятий Беларуси?

- К сожалению, в этом есть вина польской дипломатии последних лет. Дипломатия премьера Дональда Туска и главы МИДа Радослава Сикорского больше всего на свете хотела изменить политику предыдущего правительства Польши, которую представляла партия «Право и справедливость». Раньше внешняя политика правительства Польши строилась на: а) поддержке демократической оппозиции Беларуси; б) создании единого фронта государств Центральной Европы, которые избавились от коммунизма и могли бы проводить общую политику в отношении Беларуси; в) удерживании монолитного курса ЕС в отношении Беларуси. Сикорский с Туском со всем этим порвали: они начали флиртовать с белорусскими властями - хотя бы в отношении статуса Союза поляков Беларуси. Были долгие разговоры, было разделение союза на два - в итоге Союз поляков как организация полностью взят под контроль белорусскими властями, Анжелика Борис и ее единомышленники отошли от дел, у Союза уже нет прежней силы в защите прав поляков.

Туском и Сикорским также было уничтожено единство стран в белорусском регионе - Литва здесь не слушает Польшу, и даже крохотная Словения уже не поддерживает санкции против Беларуси: ваш бизнесмен Юрий Чиж собрался строить вместе со словенцами отель в Минске и вместе зарабатывать в Беларуси деньги.

Нам не удалось удержать единство в Центральной Европе - польская дипломатия только и делала, что упивалась фантастическими планами дипломатической линии Москва - Берлин - Варшава. Были попытки флиртовать непосредственно с Лукашенко - мы прекрасно помним визиты в Минск министра иностранных дел Германии Вестервелле и Сикорского. Статус ЕС был дискредитирован, его единство нарушено - только ради чьего-то допущения, что непосредственная интервенция двух министров чему-то поможет. Таким положением вещей смог воспользоваться Лукашенко: он заметил, что с Европой можно играть - он начал уже что-то затевать в Италии, встречаться с премьером Сильвио Берлускони...

Сейчас, отброшенные на много лет назад, мы снова начинаем восстанавливать европейскую солидарность по отношению к Беларуси. До этого Сикорский и Туск только и делали, что твердили: «Никто на нас даже не чихает! Все в порядке в Европе! Нет нужды проводить какую-то там твердую политику!» Фальшивая игра!

О каком порядке идет речь, если Польша имеет в качестве соседа недемократическое, а значит, непредсказуемое государство? А такое государство может в течение вечера изменить все законы, внезапно вышвырнуть посла и закрыть границы! И это проблема правительства Польши.

- До этого вы утверждали, что в сложившейся ситуации с послами виноваты только белоруские власти...

- Это тактические ошибки польских властей в отношении Беларуси. Но все, что мы сейчас имеем, исходит от недемократического характера белорусской власти. Против этого можно было бы использовать различные стратегии, но власти Польши выбрали самую неудачную.

- Разве Беларусь последние несколько лет была плохим экономическим партнером для Польши?

- До прошлого года, пока в Беларуси не начался экономический кризис и девальвация национальной валюты, мои знакомые бизнесмены утверждали: в Беларуси им удается делать хороший бизнес. Разумеется, не в грандиозных масштабах, но польско-белорусские экономические контакты как-то развивались. Повторяю, это все свернулось со ступором в белорусской экономике в прошлом году.

- На ваш взгляд, это совпадение, что послы Польши и ЕС были высланы за несколько дней до президентских выборов в России?

- Есть хорошая поговорка: «На Востоке нет ничего случайного». Как мы знаем, государственные белорусские медиа не показывают всего того, что сейчас происходит в России, всей той волны протестных настроений. Возможно, конфликтом с ЕС власти Беларуси хотят еще больше оттянуть внимание белорусского общества от ситуации вокруг российских выборов. К тому же, если у Путина все пройдет гладко и он все-таки победит в первом или даже во втором туре, такой сигнал из Минска в Москву, как осложнение отношений с ЕС, только украсит стратегические планы Лукашенко.

Справка «БелГазеты». Витольд Ващиковский родился в 1957г. в Петрикове Трибунальском. В 1980г. окончил философско-исторический факультет университета в Лодзи; в 1991г. - факультет международных отношений Орегонского национального университета в Корвалисе (США); в 1993г. - курс последипломного образования по международной безопасности и контролю вооружения Женевского института международных отношений (Швейцария). Доктор гуманитарных наук. В 1992г. принят на работу в МИД Польши. В 1997-99г. - зампредставителя Польши при НАТО; 1999-2002гг. - посол Польши в Иране; 2002-05гг. - сотрудник департамента стратегии и планирования внешней политики МИДа Польши, замдиректора департамента стран Африки и Ближнего Востока; 2005-08гг. - замминистра иностранных дел Польши, главный переговорщик с США по установке в Польше систем американской ПРО; 2008-10гг. - замглавы Бюро национальной безопасности Польши. С 2011г. - депутат сейма от партии «Право и справедливость», зампред комиссии по иностранным делам.



Добавить комментарий
Проверочный код