Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (834) 5 марта 2012 г. Радости жизни

«Дж. Эдгар»: ?тиран - дело тонкое

12.03.2012, Анна Ефременко
Если на этой неделе вам предложат посмотреть мелодраму об амнезии, комедию о самоубийцах или драму об агенте ФБР - выбирайте третье.



«Дж. Эдгар»: ?тиран - дело тонкое
Что смотрим.Нынешний репертуар минских кинотеатров не балует зрителя разнообразием. Среди многочисленных комедий, фэнтези и фильмов ужасов самым достойным претендентом на просмотр выглядит байопик «Дж. Эдгар», новинка от патриарха американского кино Клинта Иствуда. По странному стечению обстоятельств фильм, которому предрекали не то что номинации, а даже победы на «Оскаре», не был выдвинут ни в одной категории. Видимо, отношение к главному герою ленты у американцев и спустя 40 лет после его смерти остается противоречивым.

Краткая справка. Джон Эдгар Гувер - основатель и руководитель ФБР, пробывший на посту главы бюро почти полвека. Поговаривают, этого человека боялись все, даже президенты, восемь из которых Гувер повидал, оставаясь в должности. И хотя к числу его заслуг относят успешную борьбу с преступностью, укрепление роли криминалистики как науки и создание базы личных дел на сотни тысяч «подозрительных американцев», жизнь самого Гувера осталась одной из самых больших тайн в истории США XX в.

Почему смотрим. Клинт Иствуд даже в свои восемьдесят с лишним не желает сбавлять обороты. Новая работа - не тривиальное жизнеописание основателя ФБР, а попытка понять эту сложную и противоречивую личность. С присущим Иствуду гуманизмом Гувер рисуется не столько тираном и монстром, каким его считали и продолжают считать многие соотечественники, сколько фигурой несчастной и глубоко ущербной. Главный герой ленты одновременно и антигерой, душитель инакомыслия, преследующий «врагов Америки». Иствуд на пару с исполнителем главной роли, Леонардо Ди Каприо, пробуждает в зрителе новое чувство - жалость. После этой ленты Гувер станет едва ли более привлекательной фигурой, но однозначно многие его поступки теперь будут оправданы как минимум с точки зрения психоанализа.

За это отдельных аплодисментов заслуживает сценарист фильма Дастин Лэнс Блэк, снискавший себе голливудскую славу на ниве исследований гей-тематики в фильмах «Педро» и «Харви Милк». Под руководством Иствуда и Блэка одной из сюжетообразующих линий становится любовная - история неоднозначных чувств Эдгара Гувера и его неизменного заместителя Клайда Толсона. Однако Блэк был тактичен в описаниях эпизодов личной жизни, а Иствуд не расставлял четких акцентов, а скорее сделал наброски, из которых зритель с равным успехом может составить портрет главного героя и как гомосексуала, и как романтика, восхищающегося женской красотой Дороти Ламур. Наиболее вероятной видится версия, что работа для Гувера была сублимацией сексуальности, оттого он так маниакально защищал интересы бюро и был одержим идеей искоренения всего, что казалось ему преступным.

Все эти противоречия жестами, мимикой, телодвижениями передал Ди Каприо, которого я, признаюсь, никогда не считала носителем большого актерского таланта. Но на этот раз он повзрослел во всех смыслах слова, продемонстрировав в своем спорном персонаже талантливую актерскую игру, испортить которую особенно норовили гримеры, делая из лица Ди Каприо монстроподобную маску.

Исправить положение постарался неизменный для Иствуда оператор Том Стерн. Его манера съемки, игра со светом и тенью, освещение низкой тональности приближают картину «Дж. Эдгар» к эстетике фильмов нуар. А вялотекущее повествование и резкие «перепады» от масштабных сцен к камерным эпизодам соответствуют жизни персонажа, проводившего за бумажной работой в бюро значительно больше времени, нежели в погоне за преступниками. Однако все это лишает фильм зрелищности и может повлечь упреки широкой аудитории, не получившей щедрую долю сцен погони за преступниками. Впрочем, широкая аудитория вряд ли предпочтет двухчасовой байопик комедии о самоубийцах.

Послевкусие. Американцы традиционно чтят сильных мира сего, могущественных людей эпохи, одержимых своей мечтой. «Дж. Эдгар» рассказывает как раз о таком «символе Америки», параноике с чертами Берии и Мюллера, который, защищая известнейшую из мировых демократий, стал в ее истории позорным пятном.



Добавить комментарий
Проверочный код