Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (834) 5 марта 2012 г. Экономика

Монополия ?на антимонополию

12.03.2012, Максим Знак
Вот и наступила первая годовщина с момента возвращения к механизмам свободного ценообразования. Освобождение цен происходило в два этапа: ограничения по рентабельности были сняты с 1 февраля 2011г., а судьбоносный указ N72 о ценах вступил в силу с 1 марта. Символично, что в этом году в канун знаменательной даты был принят указ N114 от 27.02.2012г. «О некоторых мерах государственного антимонопольного регулирования и контроля». В преамбуле указа утверждается, что он принят в целях «стабилизации ценовой ситуации».



Желание государства стабилизировать ценовую ситуацию вполне понятно, особенно если вспомнить о рекордных показателях роста инфляции за прошлый год. Стоит отметить: достигнут сравнительно неплохой результат - белорусский рубль к иностранным валютам обесценился в значительно большей степени, чем выросли цены на многие товары. Возможно, это вызвано тем, что с мая 2011г. со свободными ценами ведется решительная борьба и государство занимается контролем за их разумностью.

27 мая 2011г. на совещании высших должностных лиц государства было заявлено, что цены «и так уже запредельные» и им «уже расти некуда». Вообще-то именно в тот момент в свободных ценах были выражены все девальвационные ожидания предпринимателей (зачастую превышавшие текущий обменный валютный курс), поэтому расти ценам (по крайней мере, у импортеров), казалось бы, и впрямь было некуда.

Однако данные Национального статкомитета говорят об обратном. Несмотря на то, что именно в конце мая началась решительная борьба с ценами (включая экстренное расширение перечня социально значимых товаров), инфляция за первые пять месяцев составила всего 25,4%, а к декабрю достигла впечатляющих 108,6%.

Таким образом, указ N114 - это новая попытка не допустить злоупотреблений при образовании цен. Первая мера от законодателя - «для оперативного выявления и пресечения нарушений» в упрощенном порядке назначать проверки для контроля соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о ценообразовании.

Кто может нарушить антимонопольное законодательство или законодательство о ценообразовании? В принципе, любой субъект может попасть в сферу внимания антимонопольного органа. Если он занимает доминирующее положение на рынке, контроль будет особенно пристальным. Стоит отметить, что по указу N114 введены жесткие санкции (корректирующие нормы Кодекса об административных правонарушениях), и ответственность за нарушения антимонопольного законодательства исчисляется десятью процентами от реализации за прошлый год (но не менее 400 базовых величин).

Впрочем, антимонопольный орган один, а предпринимателей много - внимания на всех может и не хватить. Поэтому с гораздо большей вероятностью новое право проверяющих будет испробовано на тех субъектах, которые должны формировать цены с ограничениями, установленными государством.

Ныне регулируемыми остаются цены на товары, работы и услуги, приведенные в приложении N1 к указу N72 от 25.02.2011г. В обширном перечне -  продукция монополистов, различные «стратегические» продукты, а также товары ежедневного спроса. Кроме конкретных видов продукции имеются важные отсылочные понятия, например «социально значимые товары». Расшифровка этой группы приведена в отдельном постановлении правительства N495 от 04.04.2011г. Например, среди продуктов питания на настоящий момент в перечне - говядина, свинина, молоко, кефир, сметана, творог и т.д.

Переходя на следующий уровень, мы можем оказаться в удивительном мире постановлений Минэкономики, где жестко ограниченная отпускная цена на молоко 1,5-процентной жирности - Br1167 за литр, цена говядины в полутушах - Br18107 за кило, предельные же торговые надбавки (оптовая и розничная вместе) не должны превышать 25%. А ведь в магазинах цены совсем иные, хотя они наверняка и сформированы в строгом соответствии с законодательством. Вероятно, именно в объектах розничной торговли в первую очередь и будет осуществляться внеплановый контроль по указу N114, и с внеплановыми проверками придется столкнуться тем самым магазинам, которым, впрочем, не привыкать.

Антимонопольные меры - это прекрасно. Очевидно, что на свободном рынке без сильного контроля за действиями доминирующих игроков пострадать могут наименее защищенные слои населения. Однако в Беларуси на антимонопольность введена монополия государства и контролем занимается один уполномоченный госорган. Не возникнет ли конфликт интересов? Будут ли в равных условиях государственные и частные компании? Кто будет больше защищаться - конкурирующие субъекты или население?

В этом контексте интересно оценить летние соглашения магазинов о добровольном ограничении торговой надбавки. Видимо, это не ценовой сговор. Поскольку совершен с благородной социальной целью, в отличие от других соглашений по ценам, которые в соответствии с указом N114 отныне влекут штраф в размере 10% прошлогодней выручки, но не менее 400 базовых величин.



Добавить комментарий
Проверочный код