Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№7 (832) 20 февраля 2012 г. Мнения

«Артист»: соблюдайте тишину

27.02.2012, Анна Ефременко
Кино в Минске
О франко-бельгийском фильме «Артист» Мишеля Хазанавичюса достаточно знать две вещи: он черно-белый и почти немой.
«Артист»: соблюдайте тишину
Что смотрим. В сегодняшней минской киноафише «Артист» едва ли не единственный пример работы, играющей на двух «враждующих»территориях кино. И если прошедший на прошлой неделе «Фауст» Сокурова адресован подготовленной аудитории, за плечами которой не только кинематографический, но и общекультурный бэкграунд, то Хазанавичюс, пожалуй, нащупал ту тонкую грань, которая позволяет балансировать между авторским и зрительским кинематографом.

Не зря же фильм участвует в основной программе Каннского кинофестиваля, флагмана современной артхаусной мысли, и выдвинут на десять номинаций премии «Оскар», ведущего ориентира в голливудском кино. Причем бороться «Артист» будет не за какой-то там приз «Лучшему фильму на иностранном языке», а за самые главные награды. И шансов у него, надо сказать, больше, чем у других: академики относятся к прошлому американской кинематографии не менее трепетно, чем сам автор.

Так что билет в кино уже совсем скоро позволит вам быть в авангарде всех «оскаровских» разговоров. Пока же в зачет фильма можно записать Каннскую ветвь за лучшую мужскую роль, награды «Золотого глобуса», Британской академии, премии Гойя и др.

О чём кино. Это романтическая комедия о том, как конфликт поколений немого и звукового кино перерастает в чувственную историю любви, отсылающую зрителя к классическому «Звезда родилась!». Личные трагедии героев преподносятся режиссером с юмором, а старые добрые гэги и находчивые кинематографические трюки оставляют не у дел полюбившиеся зрителю «Трансформеров» визуальные эффекты.

Почему смотрим. Работа Хазанавичюса - кино, скорее, о любви к кинематографу, нежели о любви в принципе. С таким трепетом режиссер создает атмосферу Великого Немого, что публике ничего не остается, как восторженно следовать за автором, проходить за кулисы, куда простому смертному путь заказан, и открывать для себя пресловутую магию кино. Вопреки опасениям, экранное действо смотрится как изысканная стилизация, а не пародийное шоу.

Понятно, что нашего с вами современника уже мало чем удивишь: спецэффекты мы видали, 3D-очки примеряли, запахи нюхали. Поэтому режиссерам не осталось ничего иного, как обращаться к истинной природе кино. Авторские работы все настойчивее снимаются на натуре, с участием непрофессиональных актеров, при естественном освещении и даже ручной камерой.

Хазанавичюс наверняка знает, что сегодняшнего зрителя новыми эффектами не удивишь, потому и обращается к архаике: минимум звука, стилизация под немое кино, титры вместо реплик героев.

Стоит оговориться, что старомодные режиссерские приемы, заменяющие диалоги в фильмах, обнажают и менее приятную реальность: все же не под силу современному кино в полной мере играть на территории Великого Немого. Самые важные, сюжетообразующие факты передаются не актерской игрой, не мимикой, не крупными планами - все за счет титров. Это не стоит записывать на счет режиссерских неудач - скорее замечания на полях о безвозвратно ушедшей эпохе.

Тем временем режиссеру «Артиста» аплодируешь многократно. В первую очередь за то, с какой непревзойденной легкостью Хазанавичюс оперирует архетипами героя-любовника, сурового босса, старлетки-актрисы, преданного дворецкого. Герои фильма именно артисты, не актеры классической школы. Им присущи черты небожителей, им все прощаешь, глядя, как задорно они отплясывают перед финальными титрами.

Львиная доля оваций - искусно подобранному актерскому составу, солируют в котором Дюжарден и Бежо, хотя им не уступает еще один персонаж. Четвероногий артист, пес Угги, добавляет динамичности и жизни в одних эпизодах, становится ходячей киноцитатой в других, усиливает драматическую напряженность в третьих.

Послевкусие. И напоследок. «Молчать, - говорил Камю, - верить самому себе». Исходя из этого, 99% современного кино изменяло себе неоднократно. Хазанавичюс же предпринял смелую попытку бунта против этого миропорядка. Насколько она удачна - судите сами, сходив на «Артиста».

Добавить комментарий
Проверочный код