Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (832) 20 февраля 2012 г. Мнения

«Артист»: соблюдайте тишину

27.02.2012, Анна Ефременко
Кино в Минске
О франко-бельгийском фильме «Артист» Мишеля Хазанавичюса достаточно знать две вещи: он черно-белый и почти немой.
«Артист»: соблюдайте тишину
Что смотрим. В сегодняшней минской киноафише «Артист» едва ли не единственный пример работы, играющей на двух «враждующих»территориях кино. И если прошедший на прошлой неделе «Фауст» Сокурова адресован подготовленной аудитории, за плечами которой не только кинематографический, но и общекультурный бэкграунд, то Хазанавичюс, пожалуй, нащупал ту тонкую грань, которая позволяет балансировать между авторским и зрительским кинематографом.

Не зря же фильм участвует в основной программе Каннского кинофестиваля, флагмана современной артхаусной мысли, и выдвинут на десять номинаций премии «Оскар», ведущего ориентира в голливудском кино. Причем бороться «Артист» будет не за какой-то там приз «Лучшему фильму на иностранном языке», а за самые главные награды. И шансов у него, надо сказать, больше, чем у других: академики относятся к прошлому американской кинематографии не менее трепетно, чем сам автор.

Так что билет в кино уже совсем скоро позволит вам быть в авангарде всех «оскаровских» разговоров. Пока же в зачет фильма можно записать Каннскую ветвь за лучшую мужскую роль, награды «Золотого глобуса», Британской академии, премии Гойя и др.

О чём кино. Это романтическая комедия о том, как конфликт поколений немого и звукового кино перерастает в чувственную историю любви, отсылающую зрителя к классическому «Звезда родилась!». Личные трагедии героев преподносятся режиссером с юмором, а старые добрые гэги и находчивые кинематографические трюки оставляют не у дел полюбившиеся зрителю «Трансформеров» визуальные эффекты.

Почему смотрим. Работа Хазанавичюса - кино, скорее, о любви к кинематографу, нежели о любви в принципе. С таким трепетом режиссер создает атмосферу Великого Немого, что публике ничего не остается, как восторженно следовать за автором, проходить за кулисы, куда простому смертному путь заказан, и открывать для себя пресловутую магию кино. Вопреки опасениям, экранное действо смотрится как изысканная стилизация, а не пародийное шоу.

Понятно, что нашего с вами современника уже мало чем удивишь: спецэффекты мы видали, 3D-очки примеряли, запахи нюхали. Поэтому режиссерам не осталось ничего иного, как обращаться к истинной природе кино. Авторские работы все настойчивее снимаются на натуре, с участием непрофессиональных актеров, при естественном освещении и даже ручной камерой.

Хазанавичюс наверняка знает, что сегодняшнего зрителя новыми эффектами не удивишь, потому и обращается к архаике: минимум звука, стилизация под немое кино, титры вместо реплик героев.

Стоит оговориться, что старомодные режиссерские приемы, заменяющие диалоги в фильмах, обнажают и менее приятную реальность: все же не под силу современному кино в полной мере играть на территории Великого Немого. Самые важные, сюжетообразующие факты передаются не актерской игрой, не мимикой, не крупными планами - все за счет титров. Это не стоит записывать на счет режиссерских неудач - скорее замечания на полях о безвозвратно ушедшей эпохе.

Тем временем режиссеру «Артиста» аплодируешь многократно. В первую очередь за то, с какой непревзойденной легкостью Хазанавичюс оперирует архетипами героя-любовника, сурового босса, старлетки-актрисы, преданного дворецкого. Герои фильма именно артисты, не актеры классической школы. Им присущи черты небожителей, им все прощаешь, глядя, как задорно они отплясывают перед финальными титрами.

Львиная доля оваций - искусно подобранному актерскому составу, солируют в котором Дюжарден и Бежо, хотя им не уступает еще один персонаж. Четвероногий артист, пес Угги, добавляет динамичности и жизни в одних эпизодах, становится ходячей киноцитатой в других, усиливает драматическую напряженность в третьих.

Послевкусие. И напоследок. «Молчать, - говорил Камю, - верить самому себе». Исходя из этого, 99% современного кино изменяло себе неоднократно. Хазанавичюс же предпринял смелую попытку бунта против этого миропорядка. Насколько она удачна - судите сами, сходив на «Артиста».

Добавить комментарий
Проверочный код