Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (832) 20 февраля 2012 г. Экономика

Проектом по откатам

27.02.2012, Максим Знак
Правотолк
В Сети появился давно анонсированный проект постановления Совмина «О совершенствовании отношений в области закупок за счет собственных средств организаций». Фактически принятие подобного нормативного акта ожидалось с момента отмены приснопамятного постановления N991, с помощью которого в августе 2008г. посредников временно объявили вне закона. Разработчики документа предлагают всем заинтересованным лицам направить предложения по совершенствованию проекта...
Впрочем, осознание того факта, что разбор неподписанных нормативных актов - неблагодарное и рискованное занятие, приходит после прочтения преамбулы проекта постановления. В ней речь идет о том, что постановление принимается в соответствии с «абзацем вторым пункта 3» указа президента (пока не принятого, поэтому без даты и номера) с красноречивым названием «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств организаций». Поэтому даже самые проницательные комментаторы не могут разгадать, что именно будет написано в п. 3 (а также во всех остальных пунктах) нормативного акта, имеющего высшую юридическую силу.

Итак, согласно проекту постановления, государство определяет порядок проведения закупок за счет собственных средств ряда организаций, которые считаются немножко своими (для этого вполне достаточно, чтобы более 25% долей (акций) организации принадлежало государству). Таким образом, вводятся некоторые ограничения для частной, но потенциально государственной собственности.

Однако ограничения не столь страшны. Во-первых, первые четыре страницы проекта занимает перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых рассматриваемый порядок не принимается. Тут названы такие хиты закупок, как товары для строительства, ремонта, реконструкции объектов; товары на сумму до 300 базовых величин по одной сделке; товары, не имеющие аналогов и поставляемые одним лицом; товары для оптовой или розничной торговли и т.п.

Во-вторых, для приобретения товаров, не попавших под исключение, остается возможным использовать различные процедуры закупки, включая закупку из одного источника (при необходимости оперативной поставки, при повторной закупке и при несостоявшейся конкурентной закупке). При процедуре закупки из одного источника, как правило, договоры заключаются только с производителями и их сбытовыми организациями (официальными торговыми представителями). Подробностей о подтверждении статуса официального торгового представителя в проекте пока нет. Из текста проекта можно лишь сделать вывод о том, что если покупка у производителя (представителя) «экономически нецелесообразна или невозможна», можно приобрести товар и у иного лица.

В-третьих, если используются другие виды процедур закупок, то сведения в обязательном порядке размещаются в ИС «Тендеры» (на платной основе), к которой должен быть обеспечен свободный доступ претендентов (бесплатно). К процедурам закупки не допускается ряд лиц (реестр персон нон-грата будет вести Минэкономики), в частности те, которые нарушили свои обязательства при проведении предыдущих закупок. Предусмотрено исключение из процедуры закупок лиц, не являющихся производителями либо их официальными представителями, но только тогда, когда они предложили цену выше, чем производители (представители). Подобное правило имеет смысл, только когда задание на закупку содержит конкурсные условия.

В целом предлагаемые нормы сформулированы куда менее болезненно, чем правила постановления N991, однако без пары ложек дегтя не обошлось. Например, каждой организации, попадающей под ограничения, предстоит разработать и принять собственный порядок закупок за счет собственных средств и ежегодно публично отчитываться о количестве и общей стоимости договоров на закупки (информация размещается в ИС «Тендеры»). Вообще говоря, эта система (и курирующая ее государственная коммерческая организация) будут играть большую и не всегда безвозмездную роль в новой системе закупок, обеспечивая единую площадку для заключения сделок.

19 страниц проекта постановления предлагают очередное решение вечной проблемы рационального расходования средств должностными лицами. Нормативный ответ откатам выглядит внушительно, и даже чересчур: не покидает ощущение, что то же можно было бы изложить более понятно и лаконично. И хотя в глаза бросается огромное количество исключений, гибкость процедур, отсутствие четких определений, остается вероятность, что своей цели постановление успешно достигнет (вместе с указом, конечно) и навсегда войдет в историю как уникальный пример нормативного акта, победившего коррупцию.

Добавить комментарий
Проверочный код