Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (832) 20 февраля 2012 г. Экономика

Наелись басен

27.02.2012, Сергей Жбанов
В апреле должен истечь срок пребывания в Беларуси Наталии Колядиной, проработавшей три года в качестве постоянного представителя МВФ в Беларуси. «Фонд готов будет рассмотреть вопрос о назначении нового штатного постоянного представителя в Республике Беларусь в том случае, если МВФ и Беларусь будут близки к подписанию новой поддерживаемой Фондом программы», - говорится в пресс-релизе, опубликованном 14 февраля 2012г.
Наелись басен
Постпред МВФ в РБ Наталия Колядина покидает Минск с чувством глубокого «непонимания», за счёт чего белорусские власти будут финансировать прирост ВВП в размере 5,5% и повышать зарплаты бюджетникам
  Фото: Вадим Замировский
Это значит, что с апреля офис МВФ в Минске осиротеет и его функционирование будет обеспечиваться только силами местных сотрудников. Фонд вынужден поступить подобным образом, поскольку стремится к эффективному использованию своих ресурсов, «выделяя их на те проекты и страны, где можно получить максимальную отдачу». К сожалению, Беларусь не попадает в их число. Ведь дестабилизация валютного рынка республики произошла ровно через год после того, как было завершено финансирование по Антикризисной кредитной программе МВФ (с января 2009г. по апрель 2010г.) в сумме $3,6 млрд. Эти кредитные валютные ресурсы были бездарно растрачены уже к середине 2011г. Поэтому стране вновь понадобилась экстренная кредитная помощь. На этот раз макроэкономическую стабилизацию в Беларуси профинансировал Антикризисный фонд ЕврАзЭС.

Между тем до сих пор Беларусь в полном объеме не выполнила условия программы МВФ, касающиеся структурных реформ. «В этой части прогресс недостаточен, а в некоторых сферах произошел регресс, в частности - расширен перечень цен, которые регулируются государством», - заявила Наталия Колядина в январе т.г. агентству «Интерфакс-Запад». В том интервью она назвала «непонятными» источники финансирования, с помощью которых правительство рассчитывает обеспечить в 2012г. прирост ВВП в размере 5-5,5%, и поделилась озабоченностью, которую вызвали у нее усилия властей по повышению зарплат бюджетникам и установлению административных заданий по росту производства. Но в Минфине и Нацбанке эти вопросы не вызывают ни тени смущения.

Сначала глава Нацбанка Надежда Ермакова сообщила, что у Беларуси есть интересное предложение к фонду - «рефинансировать задолженность, которая сегодня есть перед МВФ». Затем настала очередь Минфина поделиться планами, которые министерство надеется реализовать в ходе ежегодной обзорной миссии МВФ, намеченной на вторую половину февраля. «Во время работы миссии запланированы встречи в Министерстве финансов, на которых стороны обсудят итоги работы финансовой системы в 2011г., а также основные приоритеты и задачи бюджетно-налоговой политики в 2012г. Не исключается, что в ходе консультаций будет обсуждаться вопрос финансового сотрудничества с МВФ», - сообщил на расширенном заседании коллегии министерства первый замминистра Владимир Амарин.

Впрочем, позиция правительства и Нацбанка предельно ясна. «В 2013-14гг. нам придется вернуть почти $6 млрд., объективно правительство вынуждено будет концентрировать ресурсы на этом направлении», - напомнил глава Минфина Андрей Харковец. А его первый зам Владимир Амарин на заседании коллегии пояснил, что «Министерство финансов не видит серьезных трудностей с выполнением обязательств по платежам по внешнему долгу в пиковые периоды». Однако подобная уверенность пока ничем не подкреплена. Премьер Михаил Мясникович еще только надеется, что в самое ближайшее время Минфин представит четко «выверенные расчеты безусловного исполнения всех наших внешних обязательств без ущерба для экономики».

В том, что республика сможет рассчитаться с внешними долгами в 2012г., сомневаться не приходится. На 1 февраля Нацбанк в своих закромах аккумулировал почти $8 млрд. международных резервов, в т.ч. $3,77 млрд. резервных активов в инвалюте. Этого вполне достаточно, чтобы погасить как внешние долги, так и валютные обязательства перед коммерческими белорусскими банками. Но что делать в 2013-14гг.? Рассчитывать на безусловное выполнение годового плана по доходам от приватизации в сумме $2,5 млрд.? Премьера такими баснями не кормят.

Это тот самый случай, когда нужна не бумажка, где приход с расходом строго увязан по суммам и срокам, а реальный план действий по предотвращению технического дефолта. Именно так называются подобные «выверенные расчеты», свидетельствующие лишь о том, что республика не может обойтись без рефинансирования внешнего долга в среднесрочной перспективе, т.е. в 2013-14гг. Причем сами источники рефинансирования внешнего долга до сих пор не определены. Судя по всему, Минфин и Нацбанк пока не отказываются от просьб к фонду об очередном кредитовании - кредиты от МВФ недороги и прокладывают путь частным иностранным инвесторам.

Но МВФ занимается финансированием структурных реформ, а не рефинансированием внешнего долга. Три года тому назад фонд выделил кредит для либерализации белорусской экономики. Сегодня власти Беларуси опять принялись регулировать потребительские цены, не забывая раздавать производственные задания регионам и предприятиям. И процесс набирает силу. «Сейчас по поручению Лукашенко мы готовим целый пакет соответствующих мер по регулированию ситуации в сфере ценообразования. Думаю, это принесет свои плоды», - обнадежил рабочих ОАО «Барановичхлебопродукт» глава президентской администрации Владимир Макей. Впрочем, такой «пакет» мог бы стать хорошим подарком к приезду миссии МВФ. Более широкое использование административных мер в управлении экономикой надежно предохранит Беларусь от новых эмвээфовских заимствований.

Далее события будут развиваться по накатанной колее, поскольку эффективных вариантов для решения долговой белорусской проблемы существует сравнительно немного. В этом случае Беларусь может рассчитывать только на дружескую помощь России, которая пока безотказно ссужает страну-союзницу. Например, на прошлой неделе госкорпорация «Внешэкономбанк» согласилась выделить республике $500 млн. для финансирования белорусской доли в строительстве АЭС. Благодаря средствам, выделенным российским банком в течение 2012-15гг., Беларусь сохранит свои золотовалютные резервы, но увеличит при этом свой внешний долг. Медленно, но верно стремящийся к критическому уровню 60% от ВВП.

Справка «БелГазеты». Согласно прогнозным оценкам МВФ, в 2016г. внешний госдолг Беларуси составит 56% ВВП, а уровень совокупного внешнего долга к этому времени преодолеет уровень 85% ВВП.

Добавить комментарий
Проверочный код