Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
В этом каталоге собрана только лучшая оптика донецк!
№6 (831) 13 февраля 2012 г. Радости жизни

Пир духа

20.02.2012, Татьяна Замировская
Своими глазами
На прошлой неделе в Минске состоялась традиционная Международная книжная ярмарка - 19-я по счету. Как обычно, мероприятие стало одновременно и форумом для специалистов-книжников (именно так называют себя люди, имеющие отношение к книгоизданию), и масштабной аттракцией для поклонников литературы, которым недостаточно просто чтения как такового.
Пир духа
  Фото: Вадим Замировский
На 19-й книжной ярмарке присутствовали книгоиздатели из 20 стран. Почетным гостем была Венесуэла - ее стенд располагался аккурат напротив главного белорусского стенда Мининформа, нежно журча огромным, до потолка, водопадом, заключенным в пластиковый полупрозрачный короб с изображениями венесуэльских красот. Всякий посетитель, явившийся на ярмарку, неизменно застывал между двумя шедеврами дизайна - гигантскими алыми форзацами Купалы, Коласа и Богдановича, обрамлявшими белорусский стенд, и журчащими прелестями Венесуэлы.

Книга как носитель духовности

Если на прежних ярмарках случались дискуссии на тему того, умирает ли книга, уступая электронным носителям, в 2012г. всем стало ясно и понятно - книга выжила. Но выжила, судя по всему, именно как носитель некоего высшего вида духовности. Искатели высших смыслов могли удовлетворить свое духовное любопытство как просто гуляя меж стендов-участников, среди которых обильно числились православные, католические, каббалистические или эзотерические издательства, так и наблюдая программы, посвященные духовному совершенствованию человека. Эти мероприятия подготовила программа «Семья - Единение - Отечество» - весь второй этаж был отдан под их массивную экспозицию, в первую очередь посвященную проблемам абортов.

Поднявшиеся на второй этаж с некоторым смущением наблюдали гигантские стенды с заголовками вроде «Из истории детоубийства», «Кара господняя», «Дневник нерожденного младенца» (действительно, на стенде опубликован дневник, заканчивающийся фразой «Сегодня моя мама меня убила»), «Памятка отцу» (в качестве иллюстраций используются фотографии Гитлера). Рядом, в небольшом конференц-зале, кризисный психолог рассказывает многочисленным слушателям о суициде - о том, «ошибка это или выход». На следующий день там же демонстрировался спектакль Камерного духовного театра «Черное пальто», анонсированный как нечто «по теме профилактики подросткового суицида». Ни в анонсе, ни в спектакле не упоминается о том, что основой пьесы является рассказ писательницы Людмилы Петрушевской.

Тема духовности присутствует во всем: даже детские издательства, которых на ярмарке немало, презентуют в основном нестандартную литературу для детей, которые задумываются на философские темы. «Это для каких-то... странных детей!» - пугается одна из мам, рассматривая необычные книжки издательства «Компас-гид». «Это для творческих, нестандартных детей! - парирует работница стенда. - Вы должны видеть в своем ребенке именно такого ребенка!» Слова сработали: мама покупает книжку про барашка Расселла, который страдает бессонницей.

Две Руси - две сестры

Актуальных российских писателей в нынешнем году на выставке было не очень много. Тем не менее российский стенд популярен - благодаря дуэту русских бардов Михаила Калинкина и Александра Топчия. Барды выступали с «концертами лирической песни» под названием «Две Руси - две сестры» и нехитрым репертуаром, смешивая «Катюшу» с туристскими песнями вроде «Милая моя». Бойкая фронтовая «Катюша» лилась помощнее венесуэльского водопада, витая над всем и собирая удивительно плотную, подпевающую толпу.

Мрачный молодой человек, с ног до головы утыканный сложным пирсингом, казалось, должен был сильнее всего страдать от «солнышка лесного»: стенд издательства «Гнозис», за которым он работал, находился рядом с приютом бардов и был постоянно осаждаем пожилыми интеллектуалами, скупающими Хайдеггера, Лакана и Фуко. Тем не менее интеллектуальный ларек кое-как держался - даже когда барды, допев песню «Господа офицеры» (многие белорусы даже расплакались, слушая ее), объявили: «А теперь - попурри! Подпевайте, подпевайте!» - поклонников Лакана не стало меньше, разве что они листали книги молча, с неким выражением неизбывного страдания на лице.

Успех имеет и стенд с российской фантастикой, озаглавленный «У Гены». Мистический Гена приютил несколько издательств. Одно из них продает в т.ч. книги белорусского автора Тима Скоренко. «В Беларуси его не все любят, - доверительно сообщает корреспондент «БелГазеты» издателю. - Он когда-то написал в блоге что-то не очень хорошее о белорусском языке, что на нем нельзя написать великое произведение». «Я тоже так считаю! - обрадовался издатель. - На белорусском, равно как и на украинском, как и на любом другом диалекте русского, невозможно написать великий текст! Разве что юмористические, пародийные произведения могут возникать на базе диалектов!» Корреспондент «БелГазеты» аккуратно заметила, что это «именно тот редкий случай, когда писатель нашел своего издателя». Издатель согласился.

Через три стенда от боевых шовинистических фантастов книжный магазин «Логвинов» продает актуальную белорусскую литературу. Некоторые книжки перетянуты ленточками с надписью «Шорт-лист премии Гедройца»: в Беларуси недавно возникла новая литературная премия. Автор лучшего романа на белорусском языке получит около 10 тыс. евро. Это не вызывает, впрочем, сильного ажиотажа, хотя сами писатели, кажется, очень волнуются.

Дальше находится не менее популярный стенд издательства «Регистр»: там представлены женские бестселлеры от Тамары Лисицкой и Натальи Батраковой. Вокруг книг Батраковой - толпа женщин бальзаковского возраста, восхищенных и удивленных, отчего-то поголовно закутанных в рыжие шубы. Батракова, кажется, по-настоящему культовый автор. Ее новый роман - двухтомник «Миг бесконечности» - белорусские женщины расхватывают как пирожки. «Она просто пишет о жизни, вот в чем дело! - говорит Тамара Лисицкая про Батракову. - Это про нашу с вами жизнь!»

«Панаехала гасцей»

Помимо венесуэльского стенда, привлекающего посетителей водопадом, стендом с разноцветными фигурками птиц-туканов, а также песнями и плясками народных венесуэльских ансамблей, несомненным героем выставки была Армения.

Армяне с радостью демонстрировали гостям нехитрые технологии традиционого армянского книгопечатания ручным способом, показывая, «как армяне печатали книги четыре тысячи лет назад».

Французский и американский стенды традиционно привлекали студентов-лингвистов соответствующей специализации, Украина - опять же традиционно - презентовала подарочные издания, так называемые фестивальные книги вроде «Кобзаря» в кожаном переплете или огромного, почти размером с человека, атласа Украины.

Побеседовав с Ольгой Костюковой, редактором издания «Книжное обозрение.Pro», посетившей минскую ярмарку впервые, «БелГазета» выяснила, что наша белорусская ярмарка, в отличие от Франкфуртской, ориентирована «в том числе и на аудиторию, на зрителей, на читателя», а не только на профессионалов издательского дела. Ольгу порадовало, что минская ярмарка является «межнациональным форумом, где каждая страна представляет не столько свою литературу, сколько пытается презентовать все культурные пласты, которые скрываются за книжной обложкой: историю, культуру, нравы, обычаи, образ жизни».

Наблюдая за белорусскими презентациями, Ольга отметила, что, несмотря на «глубокое взаимопроникновение белорусского и российского книжных рынков», ее приятно поражает, что в «двуязычной стране нет дискриминации ни одного из языков, оба языка одинаково хорошо и полно представлены на ярмарке: есть пространство русскоязычное, есть белорусскоязычное, они взаимно смешиваются и нисколько не конкурируют, обогащая и дополняя друг друга». По ее мнению, это демонстрирует «толерантность и приветливость» белорусов.

Добавить комментарий
Проверочный код