Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (830) 06 февраля 2012 г. Радости жизни

Дали кренделя

13.02.2012, Administrator
Своими глазами
В нашей стране даже шансон имеет человеческое лицо. Это открытое, светлое лицо доброго друга, а не перекошенная тоской по воле угрюмая физиономия матерого жигана. Человек с уютным именем Дима и сдобной фамилией Крендель, уже давно работающий в этом задушевном народном жанре, намедни вновь продемонстрировал, что белорусский шансон - это магическая terra incognita, далекая от суровых «лагерных» канонов и близкая к ритмам джаза и зарубежной эстрады.
Дали кренделя
Дима Крендель - большой мягкий человек, чем-то и правда похожий на огромный сахарный крендель
Нечего и удивляться тому, что сольному концерту Димы Кренделя в концертном зале «Минск» 2 февраля вызвался аккомпанировать эстрадно-симфонический оркестр Гродненской областной филармонии. Оркестр, как обещалось, разучил не только всеми любимые шансон-хиты, но и ряд задорных ритмов мировой эстрады. А Дима Крендель был готов целых два часа «дарить зрителям хорошее настроение», заблаговременно подготовив целую коллекцию роскошных пиджаков: во время звездного шоу под названием «Мой бархатный сезон» пиджаки менялись каждые 10-15 минут, были среди них и бархатные.

Концертный зал был полон не под завязку, но посещаемость была завидная. Возможно, зрителей привлек не столько необычный подход к тривиальному жанру шансона, где вместо бесхитростных треньканий синтезатора «Касио» и тюремных мотивчиков предлагалось окунуться в мир симфонического безумия, сколько сам Крендель, у которого немало поклонников; среди них есть даже китайские студенты - их в зале было несколько десятков.

Дима - артист Молодежного театра эстрады. Возраст его, впрочем, не такой уж и молодежный - на вид ему лет сорок или чуть меньше. На самом деле Диме 47! Видимо, все дело в его добродушной, почти детской улыбке - выбегающий на сцену Дима чем-то похож на уютную плюшевую версию Стаса Барецкого: это большой мягкий человек, чем-то и правда похожий на огромный сахарный крендель. В нем нет демонической цепкости и хитрого ловкачества Виктора Калины, не похож он и на лучезарного нарцисса Солодуху: Дима полон любви к музыке, а не к самому себе. Поэтому и шоу его, как оказалось, состоит преимущественно из его любимых песен - этакое нежное приморское караоке под убаюкивающие оркестровые аранжировки.

Оркестр понимает шансон как некую тень американского гангстерского диксиленда - музыканты одеты в белое, звучит старомодный свинг, и Крендель, тоже весь в белом, как волшебный кролик, поет хриплым-хриплым голосом на русском языке «Puttin' on the Ritz» - хит эры свинга 1920-х гг. На сцене помимо нескольких десятков оркестрантов, дирижера и Димы Кренделя находятся еще и участники небольшой группы современного балета, демонстрирующие небольшие хореографические сценки.

Чтобы не утомлять зрителей вечнозеленым свингом, Крендель сразу переходит к шансону. Судя по всему, своих композиций у него не много - или он так любит чужую музыку, что предпочитает именно ее, любимую, и исполнять. Прозвучали любимые залом шансон-хиты Вадима Тирольского, Миши Шуфутинского, Сергея Ноябрьского, Анатолия Могилевского и прочих динозавров и корифеев жанра. Песни выбирались задушевные - о встречах и расставаниях. Иногда Дима Крендель усаживался за столик, который стоял на сцене, и, грустно посматривая на расположившиеся там цветок и фарфоровую чашечку, пел хриплые блюзы про слезы у вокзала. Вид у него был подкупающий - как у человека, который пришел к психоаналитику, либо как у героя забытого старого черно-белого фильма с каким-нибудь едким названием вроде «Осенний саксофон» или «Вечер в одиноком кафе».

В оркестровой аранжировке многие шансон-песни буквально расцвели. Например, разгульный хит «Я свободен, словно птица, загуляла вся столица!» оркестр выдал в стиле латинской босса-новы, добавив драйва и подпевок в духе «Passenger» Игги Попа. Так сказать, пришли послушать Шуфутинского, а заодно приобщились к чуду диксиленда. В момент, когда Крендель, надев «желтенький пиджак», исполнил одноименную песню Миши Шуфутинского, в которой упоминается Одесса и море, оказалось, что благодаря аранжировке Миша Шуфутинский стал немножечко Утесов. А шансон-хит «Рыжая-рыжая» зазвучал как бы трансляцией с танцплощадки 1950-х гг. В какой-то момент все начало напоминать фильм «Стиляги», и даже «Очи черные», спетые девушками-солистками Леной и Надей чуть ли не в стиле Бреговича, никого не удивили.

Но Дима, как выяснилось, на этом не остановился. Пиджачок его стал бирюзовым, зазвучали мировые свинг-хиты на русском языке (отчего они стали почему-то неузнаваемы). Дима пел что-то про «отель разбитых сердец», кажется, претендуя на звание нашего белорусского Элвиса. Это была песня-заклинание - вдруг внутри Димы будто что-то щелкнуло, и от песен лихих одесских морячков не осталось и следа: он внезапно перешел на английский, зарядив Джо Кокера («Unchain my heart»).

После Кокера зазвучали ритмы рэгги, и, не дав публике прийти в себя, Дима запел Боба Марли («I shot the sheriff»), после чего сразу же перешел на жесткий фанк, с рыком и визгом ошпаривая зрителей кипучими хитами Джеймса Брауна и Рэя Чарльза. После еще нескольких песен в подобном духе («Summer in the city», «Hit the road, Jack» и т.п.) стало понятно: это был мистический музыкальный блок непонятного, возможно, магического назначения. Будто попытка заставить зал окунуться в таинство классики мировой музыки, вспомнить, что где-то в Нью-Йорке, возможно, в каком-нибудь концертном зале, какой-нибудь певец с оркестром тоже поет эти песни. Но нет, это неправда, в Нью-Йорке поют другое. К счастью, этот момент пронзительной несбыточности быстро закончился, и Дима снова начал петь шансон про осень, зиму и желтую листву...

Микс подобного уровня наверняка ориентирован на публику, которая осознанно желает чего-то большего, нежели простоватая поп-музыка, но интуитивно тянется к подкупающей эстетике шансона. Сочетание народного жанра шансона с вынужденно интеллектуальным статусом джаза дает возможность взглянуть и на ту, и на другую музыку со стороны - и, как ни странно, хиты шансона, наложенные на ритмы свинга и диксиленда, звучат органично и даже предсказуемо. В принципе, разве не подобную музыку делает Леонард Коэн?

И хотя весь этот джаз напоминает скорее сюрреально-таинственную гангстерскую атмосферу фильма «Кто подставил кролика Роджера» и, по сути, является лишь стилизацией - у зрителя нет ощущения, что его дурят. Впрочем, вот вопрос: а получился бы концерт без Димы Кренделя? Наверное, получился бы. А справился бы Дима сам, без оркестра, под фонограмму? Видимо, справился бы. Но, право же, это как раз такая ситуация, когда лучше выступать вместе.

Добавить комментарий
Проверочный код