Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (830) 06 февраля 2012 г. События. Оценки

Резервы прирастут долгами

13.02.2012, Федор Жахов
Доска подсчета
На пресс-конференции 30 января глава Нацбанка Надежда Ермакова объявила о решениях, принятых на расширенном заседании правления главного банка страны. Поэтому особый интерес представляли только ее ответы на вопросы журналистов.
Резервы прирастут долгами
Надежда Ермакова: в нынешнем году Нацбанк собрался накачать «подушку безопасности» под завязку
  Фото: photo.bymedia.net
В своем заявлении об эмиссионной политике Надежда Ермакова слово в слово воспроизвела фрагмент пресс-релиза, опубликованного Нацбанком в тот же день: «Нацбанк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике».

Далее также по тексту пресс-релиза Нацбанка: «Процентная политика Нацбанка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения». Первое в этом году снижение ставки рефинансирования Нацбанк собирается провести до 15 февраля. «Сейчас, чтобы не раскачивать денежную массу, будут более медленные темпы по снижению ставки рефинансирования», - пояснила Ермакова.

Впрочем, журналисты, представляя, на чем базируется устойчивость белорусской экономики и золотовалютных резервов страны, в частности, поинтересовались перспективами новой кредитной программы с Международным валютным фондом (МВФ). «Мы не прекращаем переговоры. Наше ходатайство по поводу продолжения кредитной программы есть в МВФ, и мы в феврале на эту тему тоже будем вести разговор», - последовал ответ. Говоря о феврале, глава Нацбанка имела в виду вторую половину месяца, на которую запланирован визит миссии фонда в рамках статьи IV устава МВФ, посвященного традиционному ежегодному обзору ситуации в экономике. Что же касается непрерывности переговорного процесса, то данное утверждение следует отнести к разряду спорных.

«В последнее время я ничего не слышала о намерениях властей относительно программы с МВФ. Абсолютно ничего», - сообщила на днях агентству «Интерфакс-Запад» постпред МВФ в РБ Наталия Колядина. В конце же прошлого Колядина говорила, что «белорусские власти не продемонстрировали твердость своих намерений в проведении реформ». И на пресс-конференции Ермакова о подобных реформах даже не вспоминала. «Предложение белорусской стороны - рефинансировать задолженность, которая сегодня есть перед МВФ», - четко определила глава Нацбанка целевое назначение кредита и предстоящих переговоров.

Однако МВФ - это не коммерческий банк и рефинансированием ранее выданных кредитов не занимается. Фонд в рамках своих уставных задач может рассмотреть заявку Беларуси, связанную, например, с финансированием структурных реформ, проводимых в стране. Но, говоря о рефинансировании долга, Ермакова напомнила лишь о том, что на сегодняшний день задолженность Беларуси перед МВФ составляет $3,8 млрд. И «мы должны начать погашать эту задолженность в 2012г. Это незначительная сумма, и продолжать выплачивать в 2013-14гг.».

Действительно, в этом году Беларусь должна вернуть МВФ около $563 млн. И такая мелочь в Нацбанке найдется, поскольку на начало т.г. золотовалютные резервы страны (ЗВР) составили $7,9 млрд. Премьер Михаил Мясникович называет эту беспрецедентную кучу твердой валюты очень образно - «подушкой безопасности», сформированной «за годы независимости страны». Ермакова более сдержанна в эпитетах и метафорах, она заявила лишь, что данная величина «соответствует почти двум месяцам импорта товаров и услуг».

Справка «БелГазеты». По стандартам МВФ, каждой стране следует иметь международные резервы, обеспечивающие 3 месяца импорта товаров и услуг. Согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, на 1 января 2013г. величина ЗВР должна быть не ниже $6,1-7 млрд.

Так что Нацбанк должен если не приумножить, то хотя бы сохранить ЗВР в нынешнем году. Эта задача, по оценке Ермаковой, должна быть решена за счет нескольких источников: $2,5 млрд. планируется выручить от приватизации промышленных госпредприятий; $1,5 млрд. - за счет чистой покупки валюты на внутреннем рынке при условии обеспечения профицита внешнеторгового сальдо. Кроме того, в 2012г. в рамках двух траншей антикризисного кредита Евразийского банка развития будет получено почти $0,9 млрд. Нацбанк также рассчитывает рефинансировать кредит Сбербанка РФ, привлеченного «Беларуськалием», в сумме $1 млрд.

Кроме этого, в т.г. Беларусь рассчитывает получить первый транш кредита на строительство АЭС ($0,5 млрд.), общая величина которого должна составить $10 млрд. Но глава Нацбанка его не учла. Впрочем, и без «атомного» кредита набежит почти $6 млрд. Из этой суммы около $3 млрд. уйдет на погашение долгов. Таким образом, сумма ЗВР в конце т.г. может возрасти до $11 млрд. А может быть, и больше, учитывая виды на новый кредит МВФ для рефинансирования долга.

Но зачем стране увеличивать долги даже ради наращивания ЗВР? Ведь внешний госдолг Беларуси на 1 января 2012г. уже достиг $13,4 млрд. (или почти 41% ВВП). Если продолжать в том же духе, то уже к концу будущего года госдолг республики перевалит через опасный рубеж в 60% ВВП. После чего Александру Лукашенко придется выбирать: либо объявить суверенный дефолт, либо торжественно присоединить Беларусь к России. Скорее всего, предпочтение будет отдано аншлюсу как венцу интеграции, поскольку с таким внешним долгом республика не в состоянии рассчитаться самостоятельно, а просто так его списывать никто не намерен.

Поэтому Ермакова в известном смысле права, утверждая, что «сегодня в Беларуси нет условий для выхода на единую валюту, перехода на валюту именно российскую». Зато еще есть время для наращивания ЗВР за счет внешних долгов. Нацбанк не может, решая свои ведомственные задачи, полагаться только на сомнительные планы правительства, обещающие в 2012г. не только большое положительное внешнеторговое сальдо, но и немалую валютную выручку от приватизации. В сравнении с этими химерами даже получение кредита от МВФ для проведения глубоких структурных реформ в белорусской экономике представляется намного более вероятным.

Добавить комментарий
Проверочный код