Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№5 (830) 06 февраля 2012 г. Экономика

Добрый доктор МВФ

13.02.2012, Ярослав Романчук
Макроэкономика
МВФ исполнен пессимизма. Оценки здоровья мировой экономики граничат с диагнозом «хронически больной в острой фазе увядания». После прочтения дополнений в обзор мировой экономики (World Economic Outlook) и доклада о финансовой стабильности мира (Global Financial Stability Report) хочется спрятаться в некую тихую гавань без бондов, акций и сложных финансовых инструментов, закупить на все бумажные деньги золота, затариться всем необходимым для скромной, сытой жизни и запастись терпением на ближайшие годы.
Глобальная финансовая система разваливается на глазах. Правительства не могут договориться с частными кредиторами. Коммерческие банки не могут решить свои проблемы без поддержки центробанков и правительств. Евросоюз недоволен США. Америка понукает Европу и Китай. Поднебесная и ВТО жалуются на протекционизм Запада. Только богатым нефтью и газом арабским странам хорошо - лишь бы не было войны и обвала рынка энергоресурсов.

Затягивание петли нерешённых проблем

По мнению МВФ, восстановлению глобальной экономики «угрожает рост напряжения в зоне евро и слабости экономической системы в других регионах. Финансовые условия и перспективы экономического роста ухудшились, а риски ухудшения экономического положения выросли». Всего за пять месяцев прогноз по темпам роста мировой экономики в 2012г. сократился на 3/4 п.п. - до 3,25%. Страны зоны евро войдут в полосу рецессии - в основном из-за роста стоимости госзаимствования, очищения банков от плохих активов и ужесточения бюджетной политики. Прогноз по этим странам был существенно снижен, на 1,5 п.п. по сравнению с сентябрем 2011г. ВВП развитых стран в 2012-13гг. будет прирастать ежегодно на 1,5%.

При наличии определенных геополитических рисков МВФ прогнозирует устойчивые цены сырой нефти на уровне $99 за баррель в течение 2012г. А вот цены на другие сырьевые ресурсы упадут на 14%. Это хорошие новости для импортеров продовольствия, древесины и металлов, но плохие для их экспортеров.

Восстановление экономического роста возможно после восстановления доверия к институтам, должникам и полисимейкерам. Добиться этого очень сложно, поскольку вокруг - одни и те же лица, консультанты, неизменные инструменты государственного интервенционизма. И МВФ, и полисимейкерам на национальном уровне в голову в первую очередь приходят стандартные, но уже успевшие стать опасными меры стимулирования: дешевые деньги для избранных банков и корпораций, госпрограммы под прикрытием инновационного развития и новые заимствования. Споры идут лишь о том, в каком объеме перераспределять деньги через бюджет, какие направления развития считать инновационными и кого включать в пул «стратегических» приоритетов.

МВФ дает национальным правительствам противоречивые рекомендации типа «стой там - иди сюда». С одной стороны, нужно стимулировать спрос через госрасходы, убеждать частный сектор увеличивать инвестиции и занятость. С другой - надо избавляться от плохих активов, снижать долги и ликвидировать инвестиционные ошибки. Это только в эконометрических модельках может быть четкая синхронизация этих процессов, качественное исполнение чиновниками и банкирами своих функций. В реальной жизни гарантированы структурные искажения, макроэкономические извращения и фискальные перекосы.

Экстренные меры спасения

МВФ рекомендует стимулировать экономический рост и одновременно улучшать балансы банков путем инъекций капитала, в т.ч. из бюджета. Эксперты фонда не уточняют, откуда вдруг у правительств появятся свободные ресурсы на рекапитализацию банков, поскольку они сами работают с хронически высокими бюджетными дефицитами, под давлением высоких долгов. Повышать налоги? Так они и без того находятся на запредельном уровне. Увеличивать темпы заимствования? Так кредитные ресурсы сегодня очень даже недешевы. Проводить приватизацию? Конечно, нужно, но сегодня инвесторы крутят носом и не готовы выкладывать большие деньги за банковские и даже инфраструктурные активы. Они ждут активизации «рынка медведей», т.е. рынка падающих цен на ценные бумаги, когда акции тысяч компаний будут стоить копейки. В такой ситуации увеличение роли и места государства в спасении проблемных банков означает привлечение ресурсов центробанков, т.е. денежную эмиссию. А это очень опасный путь, ведущий к росту инфляции и общей макроэкономической дестабилизации.

МВФ также рекомендует не спешить со «слишком быстрой» делеверизацией, т.е. восстановлением благоприятного баланса между плохими долгами и активами, поскольку можно нарваться на «опустошительный кредитный стопор». Что такое «слишком быстрая» санация банковской системы, МВФ не разъясняет.

Три года назад фонд рекомендовал практически то же самое, но в рамках пакета экстренных мер выхода из кризиса. Сегодня он предлагает переименовать эти действия в меры по обеспечению экономического роста и считать их не экстренными, а нормальными.

Евросоюзу остро нужна поддержка США, но Штаты погружены в свои острые финансовые проблемы. Призыв МВФ создать более безопасную мировую финансовую систему стакивается с брутальной реальностью ее ускоренной фрагментации. Если американцы примут закон, по которому европейские бонды будут считаться рискованными, то и Евросоюз в долгу не останется. Обмен очередной порцией финансовых барьеров никому не пойдет на пользу. В такой ситуации выполнение еще одной рекомендации МВФ - создание большой, надежной системы защиты финансового сектора - малореалистично. Европейский фонд финансовой стабильности слишком мал, чтобы самостоятельно решить эту задачу. МВФ говорит о необходимости его увеличения, но снова встает вопрос: «А где взять живые деньги?»

Германия и без того обременена долгом поддержки единого европейского проекта. Франция не готова стать донором ЕС и зоны евро. Скандинавские страны умело управляются со своими национальными финансами и не хотят разрушать их устойчивость в рамках спонсорской помощи Италии, Испании, Португалии или Греции. Вся надежда МВФ и ЕС - на Европейский центробанк. Мол, пусть покупает облигации национальных правительств и предоставляет проблемным банкам почти бесплатную ликвидность. Он уже начал это делать, как и американская Федеральная резервная система, а это прямой путь к надуванию очередных пузырей и росту инфляции.

Глобальная федерация с мировой финансовой полицией

МВФ легкомысленно продолжает верить в ответственность и порядочность национальных полисимейкеров, но не забывает и про роль наднациональных структур. Фонд призывает создать орган по надзору за макроэкономической стабильностью (macroprudential gatekeeper), чтобы «обеспечить координацию планов по делеверизации с поддержкой притока кредитов для финансирования экономической деятельности и противодействия резкому падению цен на активы». В Евросоюзе такой орган должен был бы координировать работу таких институтов, как European Banking Authority (EBA), European Systemic Risk Board (ESRB), надзорных органов национальных банков и самих банков. Таким образом, МВФ не намекает, а прямо говорит о том, чтобы в рамках Евросоюза передать еще большие полномочия наднациональным органам и ускорить процесс его федерализации.

Руководители МВФ не прочь увеличить надзорные полномочия и бюджет своей организации, но уже в рамках макроэкономического надзора за мировой экономикой. Такое решение выгодно международной бюрократии, но не способно ликвидировать причины нынешнего глобального кризиса. Безответственность чиновников и политиков на локальном, национальном уровне, иждивенчество структур too-big-to-fail (слишком круты для неудачи) и фрустрацию обозленного, все чаще безработного населения не решишь декларациями, меморандумами и рекомендациями МВФ, ООН, Всемирного банка и даже суперпрофессионального глобального надзорного органа. У них нет и не будет полномочий заблокировать счета правительств, ввести внешнее управление или - в случае неповиновения - «голубые» каски глобальной финансовой политики.

Беларусь стоит в стороне от разборок сильных мира сего на международном уровне. Как бы ни развивались события, мы должны будем адаптироваться к договоренностям/конфликтам между США, Европой, Японией и Китаем. На нас в значительно большей степени влияют условия поставки энергоресурсов из России и режим торговли с ней, чем перипетии Запада и Востока. Так или иначе, наступило то время, когда нужно думать своей головой, вырабатывать свою экономическую политику. Сегодня идеалов для подражания в мировой экономике практически не осталось.

Добавить комментарий
Проверочный код