Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (830) 06 февраля 2012 г. Экономика

Приоритетов.net

13.02.2012, Сергей Жбанов
Расклад недели
Похоже, в этом году Совмин и Нацбанк преследуют разные цели. Приоритеты развития национальной экономики так и не определены, хотя на дворе уже февраль. Поэтому острая дискуссия о важнейших целях и путях их достижения, которые предстоит достичь экономике Беларуси в 2012г., еще впереди.
Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития и основные направления денежно-кредитной политики Беларуси (ОНДКП) на 2012г. утверждены указами президента N590 и N591 от 23 декабря 2011г. Однако даже в этих важнейших документах приоритеты развития экономики на т.г. так и не определены. В них нет ответа на вопрос, каким образом Беларусь обеспечит сравнительно высокие темпы экономического роста (5,5%) и при этом сократит инфляцию до 19-22%. Зато этими цифрами охотно оперируют в своих публичных выступлениях и премьер, и глава Нацбанка.

Например, премьер Михаил Мясникович утверждает: в текущей пятилетке наша страна, как и прежде, будет стремиться к подъему экономики и жизненного уровня населения. «В текущей пятилетке наша страна сделала главную ставку именно на этот фактор. Мы знаем, как это сделать, и об этом сказано в программе действий правительства», - заявил премьер на торжественном заседании в Гомеле по случаю Дня белорусской науки. Во-первых, Беларусь имеет «бездефицитный бюджет, который не зависит от конъюнктурных доходов», в то время как «мировая экономика вползает в рецессию». «Во-вторых, мы ограничили лимит эмиссионного кредитования в Br7 трлн.», что и дает основания для сдерживания инфляции в пределах установленного коридора. «В-третьих, сформирована наибольшая за годы независимости страны подушка безопасности - это золотовалютные резервы в размере $8 млрд. Это гарантирует устойчивый валютный курс без резких колебаний», - заверил научную общественность премьер.

На расширенном заседании правления Нацбанка 27 января акценты насчет экономических приоритетов расставлены несколько иначе. «Важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты, - говорится в пресс-релизе главного банка страны. - Нацбанк совместно с правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель - снизить прирост потребительских цен в 2012г. до 19-22%». Это значит, что в т.г. Нацбанк не собирается, как прежде, заниматься активным стимулированием роста производства для решения первоочередных экономических задач, поскольку именно такая денежно-кредитная политика и разбалансировала всю экономику страны.

Впрочем, одна, но очень существенная деталь мешает поверить в продекларированные властями благие намерения. В перечне важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлениях денежно-кредитной политики на 2012г. присутствует темп роста ВВП (105-105,5%), но отсутствуют темпы роста инфляции (119-122%). Таким образом, есть четкая цель - обеспечение роста экономики в пределах указанных параметров, но нет жестко обозначенных ограничений по темпам роста индекса потребительских цен.

Этот изъян в важнейших экономических документах страны не остался незамеченным постпредом Международного валютного фонда (МВФ) в Беларуси Наталией Колядиной. «При сопоставлении ОНДКП и прогноза социально-экономического развития непонятными остаются источники, которые позволят добиться таких высоких темпов роста экономики, особенно в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. В связи с этим миссии фонда, которая приедет в Минск во второй половине февраля, предстоит убедиться в том, что приоритетом властей является снижение инфляции до 19-22%, как это было заявлено в конце прошлого года. К сожалению, ни в одном из этих двух основных экономических документов данные цифры не отражены», - заявила она в интервью «Интерфакс-Запад».

В то же время представителя МВФ (впрочем, так же как и многих независимых экспертов) очень настораживает факт повышения зарплат работникам бюджетного сектора в январе. И вряд ли все имеющиеся на этот счет принципиальные возражения удалось нейтрализовать главе Нацбанка во время последней пресс-конференции. «То, что предусмотрено для бюджетников, тех, кто получает зарплату из бюджета, для тех в расходной части бюджета это прописано. Вся остальная категория населения, которая получает зарплату на предприятиях, ее должны заработать», - заявила Ермакова. Впрочем, зарабатывать зарплату должны все трудящиеся без исключения. Бюджетник - это не топ-менеджер в транснациональной компании, и ему «прописано» ровно столько, сколько позволяют собранные с налогоплательщиков налоги и сборы, за счет которых и формируется доходная часть бюджета. К тому же глава Нацбанка просто обязана понимать: темп роста средней реальной зарплаты бюджетников не должен опережать темпы роста производительности труда в целом по экономике, равно как и ее номинальная величина не может быть выше средней зарплаты, получаемой в промышленных отраслях. Между тем сегодня и премьер выдает желаемое за действительное, утверждая, что к концу этого года можно «восстановить докризисный уровень покупательной способности основной массы населения». «У нас выполнены соответствующие расчеты», - обнадежил народ Мясникович.

Накопившиеся диспропорции между динамикой зарплаты и производительности труда в Беларуси были решительно устранены в 2011г., но с помощью грандиозной девальвации национальной валюты. И для восстановления за год покупательной способности зарплаты, сократившейся в 3 раза в долларовом эквиваленте, в 2012г. не хватит ни 5-процентного, ни 10-процентного прироста экономики. Это понятно даже людям, очень далеким от макроэкономики. К тому же пока темпы экономического роста в Беларуси не растут, а падают. Отчасти и по этой причине инфляция в стране снижается.

Правительство, конечно, может восстановить прежнюю покупательную способность отдельным категориям работников, но не без риска для хрупкой стабильности в экономике, поддерживаемой главным образом за счет зарубежной финансовой помощи. Поэтому последнее слово в оценке белорусских экономических приоритетов остается за внешними кредиторами.

Добавить комментарий
Проверочный код