Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№3 (828) 23 января 2012 г. Радости жизни

Только горы, только Рерих

30.01.2012, Василий Почицкий
Николай Рерих «Русь - Гималаи», Минск, Музей истории Великой Отечественной войны, 2 декабря 2011г. - 26 февраля 2012г.
Критиковать здесь нечего - можно только рекламировать. В организации выставки налицо серьезный подход: выставляются не какие-то фотокопии, а оригинальная рериховская темпера (такое вообще вывозить куда-то страшно); под каждой работой - тазик с водой, чтобы темпера не высыхала...

Конечно, все эти горы сперва пугают, их очень много сразу в одном маленьком зале - кто в горах не бывал, тот, может, всего и не поймет. На картинах задокументирована фантастическая атмосфера, мощь и чувственная сила гор. Сопровождающая основную экспозицию фотовыставка «Пакт Рериха» дает понять, что все эти горы - не просто так: у художника имеется четкая концепция, заявление всему миру.

Оба зала - один с темперами, другой с фотографиями - щедро дарят всем желающим умиротворенность и информационный комфорт. Бросается в глаза, что работающие на выставке сотрудницы музея уже под завязку прониклись рериховской философией: с декабря 2011г. учитель, не отрываясь, смотрит на них с фотопортрета на стене - они уже практически просветленные создания. На полном серьезе рассказали мне, что темное полотно «За Родину. Рать» (1899-1900) из запасников Национального художественного музея на этой выставке вдруг посветлело - вообще мистика! С другой стороны, картину повесили напротив портрета Рериха - видимо, Рерих ее вспомнил.

Фантастические цвета, умиротворенность гор наверняка передаются зрителю. Созерцание этих работ, по идее, должно сопровождаться небольшими чудесами - поднимать иммунитет, настроение. Если у кого-то сильно болит с утра голова, то дорога одна - на выставку Рериха в Музей истории Великой Отечественной войны.

В силу того что наш народ в свое время был хорошо напуган всякими сектами - Аум Синрикё, «Белое братство», сайентологи, - выставка несет очень подозрительную информацию: полный стол серьезных книг, календарики, толстенные монографии, учения, организации какие-то крутятся вокруг всего этого... Это уже похоже не столько на художественную выставку, сколько на отчет тайного движения о проделанной работе. Попахивает неизвестным, чем-то масонским, и от выставки это может даже отпугнуть. Хотя в том, чтобы посмотреть горы сами по себе, ничего страшного нет - культурному минчанину на такую выставку хотя бы раз в жизни сходить просто необходимо.

Видно, что Рерих был человек продвинутый. Горы и простому обывателю могут хорошо поправить башню, а тут высококультурный человек в горах сидел! Рисовалось все наскоро, в холоде, в варежках, не более 15-20 минут на работу. Это эскизы, наброски, но воспринимается визуально все точно - горы на рассвете именно так и выглядят.

Заснеженные вершины вообще прекрасны! Работы эти - как фотографии, по горам Рерих специалист. Если бы другой художник рисовал горы, это было бы мало кому интересно. Вспомним Брейгеля - в его время таких «брейгелей» была целая армия, но мы все знаем только одного. Так и Рерих остался в истории: художник, который рисует горы. Стоящая за этими темперами концепция (философия и искусство у Рериха неразделимы) только усиливает силу работ и обращает на них внимание.

Как правило, посетители этой выставки - чаще случайные скучающие гости. Целевая аудитория, домашние эзотерики, посетили экспозицию наверняка еще в первый день. Из школ навряд ли сюда придут с бесплатной экскурсией - выставка такого плана должна хотя бы немного отбить затраты на аренду помещения и транспортировку работ.

Добавить комментарий
Проверочный код