Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (828) 23 января 2012 г. Радости жизни

Только горы, только Рерих

30.01.2012, Василий Почицкий
Николай Рерих «Русь - Гималаи», Минск, Музей истории Великой Отечественной войны, 2 декабря 2011г. - 26 февраля 2012г.
Критиковать здесь нечего - можно только рекламировать. В организации выставки налицо серьезный подход: выставляются не какие-то фотокопии, а оригинальная рериховская темпера (такое вообще вывозить куда-то страшно); под каждой работой - тазик с водой, чтобы темпера не высыхала...

Конечно, все эти горы сперва пугают, их очень много сразу в одном маленьком зале - кто в горах не бывал, тот, может, всего и не поймет. На картинах задокументирована фантастическая атмосфера, мощь и чувственная сила гор. Сопровождающая основную экспозицию фотовыставка «Пакт Рериха» дает понять, что все эти горы - не просто так: у художника имеется четкая концепция, заявление всему миру.

Оба зала - один с темперами, другой с фотографиями - щедро дарят всем желающим умиротворенность и информационный комфорт. Бросается в глаза, что работающие на выставке сотрудницы музея уже под завязку прониклись рериховской философией: с декабря 2011г. учитель, не отрываясь, смотрит на них с фотопортрета на стене - они уже практически просветленные создания. На полном серьезе рассказали мне, что темное полотно «За Родину. Рать» (1899-1900) из запасников Национального художественного музея на этой выставке вдруг посветлело - вообще мистика! С другой стороны, картину повесили напротив портрета Рериха - видимо, Рерих ее вспомнил.

Фантастические цвета, умиротворенность гор наверняка передаются зрителю. Созерцание этих работ, по идее, должно сопровождаться небольшими чудесами - поднимать иммунитет, настроение. Если у кого-то сильно болит с утра голова, то дорога одна - на выставку Рериха в Музей истории Великой Отечественной войны.

В силу того что наш народ в свое время был хорошо напуган всякими сектами - Аум Синрикё, «Белое братство», сайентологи, - выставка несет очень подозрительную информацию: полный стол серьезных книг, календарики, толстенные монографии, учения, организации какие-то крутятся вокруг всего этого... Это уже похоже не столько на художественную выставку, сколько на отчет тайного движения о проделанной работе. Попахивает неизвестным, чем-то масонским, и от выставки это может даже отпугнуть. Хотя в том, чтобы посмотреть горы сами по себе, ничего страшного нет - культурному минчанину на такую выставку хотя бы раз в жизни сходить просто необходимо.

Видно, что Рерих был человек продвинутый. Горы и простому обывателю могут хорошо поправить башню, а тут высококультурный человек в горах сидел! Рисовалось все наскоро, в холоде, в варежках, не более 15-20 минут на работу. Это эскизы, наброски, но воспринимается визуально все точно - горы на рассвете именно так и выглядят.

Заснеженные вершины вообще прекрасны! Работы эти - как фотографии, по горам Рерих специалист. Если бы другой художник рисовал горы, это было бы мало кому интересно. Вспомним Брейгеля - в его время таких «брейгелей» была целая армия, но мы все знаем только одного. Так и Рерих остался в истории: художник, который рисует горы. Стоящая за этими темперами концепция (философия и искусство у Рериха неразделимы) только усиливает силу работ и обращает на них внимание.

Как правило, посетители этой выставки - чаще случайные скучающие гости. Целевая аудитория, домашние эзотерики, посетили экспозицию наверняка еще в первый день. Из школ навряд ли сюда придут с бесплатной экскурсией - выставка такого плана должна хотя бы немного отбить затраты на аренду помещения и транспортировку работ.

Добавить комментарий
Проверочный код