Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (828) 23 января 2012 г. События. Оценки

Прогноз карман не тянет

30.01.2012, Федор Жахов
Доска подсчета
В планировании белорусской экономики грядет революция. Подготовлен проект закона о государственном индикативном планировании социально-экономического развития Беларуси. На прошлой неделе этот документ уже обсуждался на заседании постоянной комиссии ПП НС по бюджету, финансам и налоговой политике.
«Само название нового закона говорит о том, что в Беларуси меняются подходы к планированию: осуществляется переход от директивной к индикативной системе», - пояснил агентству БелТА председатель профильной комиссии Александр Антоненко. Однако в своем комментарии депутат ничего не сказал о том, как изменится система планов, зачем это нужно и как будет осуществлен переход от плана-обязательства к плану-рекомендации. По его словам, теперь кроме 15-летней программы развития будет составляться «комплексный прогноз научно-технического развития Республики Беларусь» на 20 лет. Помимо этого одновременно будет разрабатываться «годовой индикативный план социально-экономического развития и прогноз важнейших параметров на последующие два года».

А как же жизнь республики в ритме пятилеток? Впрочем, даже если их не будет вовсе, то качество планирования белорусской экономики от этого сильно не пострадает, поскольку каждый год общественность становится невольным свидетелем живой дискуссии между президентом и премьером, представляющим якобы научно обоснованный план социально-экономического развития на следующий год. Суть этого обсуждения можно свести к тому, что если премьер предлагает рост ВВП на 7-8%, то президент поправляет главу правительства, настаивая на 10-11% прироста. Если премьер утверждает, что в текущем году экономика не потянет больше чем 1-2%, то президент требует увеличить ВВП на 5,5%. В конечном счете в итоговых документах всегда остаются цифры, предложенные Александром Лукашенко.

Кстати, некоторые ученые-исследователи убеждены, что «нигде в мире прогнозы не утверждаются - утверждаются планы». Наивные люди. Изучите опыт Беларуси, где эту процедуру проделывают каждый год, издавая или указ президента, или соответствующее постановление Совмина. Например, указ президента от 19 декабря 2010г. N596 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011г.» или постановление Совмина от 30.12.2011г. N1779 «Об утверждении показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012г.».

По-другому и быть не может. У нас ведь директивное (обязывающее) планирование в стране. И не следует рассчитывать на то, что после смены вывески обязательств у предприятий станет меньше. Порой и индикативный план также имеет силу государственного закона (например, во Франции). Причем индикативное планирование применяется при составлении долгосрочных программ развития, а в кратко-срочном планировании используется директивный подход. В первом случае расчет ведется по очень ограниченному кругу показателей, а во втором предполагается более высокая степень детализации.

Индикативный план развития республики необходим прежде всего для формирования бюджета, ориентирами для которого являются прирост ВВП, темп инфляции и, конечно, средняя цена газа и нефти. Поэтому акцент в таких планах делается на качественный анализ мировой конъюнктуры и оценку ее изменений в перспективе.

Но об этом пока тоже не было сказано ни слова. Хотя элемент новизны в проекте закона все же присутствует. Согласно заявлению Антоненко, в документе впервые говорится о некой «стратегии устойчивого развития областей», и новая система планов предусматривает ее разработку «на уровне областей, регионов, районов, городов областного подчинения, отраслей и даже по видам деятельности». Интересно, местные власти и отрасли самостоятельно будут разрабатывать планы или им спустят готовый вариант сверху, откуда, как известно, виднее?

Замминистра экономики Александр Ярошенко, представлявший законопроект на заседании комиссии, утверждает, что власть хотела бы предоставить «большую свободу действий»: «Мы бы хотели, чтобы система прогнозирования в Беларуси выстраивалась таким образом, имела такую гибкость, чтобы, с одной стороны, предоставлять больше возможностей, большую свободу действий директорам, бизнес-сообществу, тем, кто ориентируется на выполнение прогнозных показателей. Мы ориентируем на получение качественного результата в той или иной сфере - это самое главное в системе любого прогнозирования». Однако как бы этот закон не постигла та же печальная участь, что и директиву N4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», более известную в широких кругах как директива по либерализации.

Ярошенко считает, что «необходимость принятия нового закона продиктована самой жизнью». Такое вполне могло бы быть. Но ведь в стране по-прежнему действует централизованная система ручного управления экономикой, которая обусловлена подавляющим преобладанием госсобственности в экономике и монополизмом гос-предприятий в ряде отраслей. В эту систему директивное планирование вписывается идеально. Поэтому не стоит рассказывать про то, что жизнь диктует правительству необходимость внедрения индикативной системы планирования как наиболее соответствующей данному этапу развития рыночной национальной экономики.

На белорусском якобы рыночном поле еще конь не валялся. «Свобода действий директоров» тут совершенно ни при чем. Все значительно проще. У Беларуси есть обязательства, связанные со вступлением в Единое экономическое пространство, в т.ч. в области гармонизации макроэкономического прогнозирования. «В Российской Федерации, например, период краткосрочного прогнозирования определен как год плюс два, что мы и заложили в наш нормативно-правовой акт», - пояснил Ярошенко. И этим все сказано. Поэтому ветер реформ, как всегда, дует в Беларусь из России.

Добавить комментарий
Проверочный код