Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (828) 23 января 2012 г. Экономика

Закредитованное развитие

30.01.2012, Сергей Жбанов
Совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 17 января утвержден порядок и условия финансирования ОАО «Банк развития Республики Беларусь», который теперь может приступить к работе. Но только время покажет, насколько оправданно было создание банка вместо Белорусского специализированного финансового агентства, как рекомендовал МВФ.
На белорусские СМИ текст постановления произвел в целом благоприятное впечатление. Например, агентство «Интерфакс-Запад» отметило, что «новый механизм финансирования госпрограмм радикально отличается от традиционного в сторону ужесточения требований к получателям госсредств». Но наши старания по поиску ярких примеров банковской «жести» не увенчались особым успехом. Как следует из постановления, банк собирается «финансировать госпрограммы от своего имени и за свой счет, на условиях срочности, платности и возвратности». А как иначе? Ведь это базовые принципы работы любого кредитного института, нацеленного на эффективную деятельность.

В любом учебнике по финансам и кредиту или справочнике по кредитам можно прочесть, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, должны быть возвращены продавцу кредита (кредитору) в установленный срок. Нарушение принципов возвратности и срочности может нанести непоправимый ущерб кредитору. Ну а поскольку кредит - это товар, продаваемый за специфическую цену, то предусмотрена плата за его использование в виде ссудного процента. Поэтому декларация указанных принципов банками не более радикальна, чем утренняя молитва для добропорядочного христианина. Воспряв ото сна, банкир прежде всякого другого дела вместо крестного знамения должен произнести: «Срочность, платность и возвратность». Аминь!

К сожалению, в Беларуси эта троица святых принципов предавалась забвению, как только у заемщиков возникали серьезные проблемы с обслуживанием кредитных ресурсов, полученных в рамках финансирования госпрограмм. Сроки кредита передвигались, невозвращенные долги реструктурировались. Чему, собственно, удивляться не приходилось, поскольку белорусская власть чиста и непорочна в своих помыслах, и любая госпрограмма, предполагающая льготное финансирование либо строительства жилья, либо развития сельского хозяйства, затевалась ею, как известно, не ради прибыли, а токмо во имя роста ВВП и решения благороднейших социальных задач. И это воистину по-христиански.

В этом смысле для Банка развития, ставшего, по сути, новым инвестиционным банком, практически ничего не меняется. «В приоритетном порядке банк должен кредитовать проекты, включенные в госпрограммы жилищного строительства на селе, развития агропромышленного комплекса, создания или развития высокотехнологичных производств. Предусматривается возмещение юрлицам части процентов за пользование банковскими кредитами и (или) предоставление кредитов банками на льготных условиях, и (или) размещение средств республиканского и (или) местных бюджетов в депозиты», - отмечено агентством БелТА. Чем, собственно, и занимались до сих пор ведущие банки, принадлежащие государству.

И создание Банка развития, не работающего с населением, лишь отчасти минимизирует риски банковской системы в целом. «Если банки просто хотят облегчить себе жизнь и уйти от государственных программ, то это неправильно, потому что в основном этими программами занимаются государственные банки», - еще летом 2010г. предупредил Александр Лукашенко участников рабочей встречи, сделавших выбор в пользу создания Банка развития. Создавать по западным рецептам специализированное финансовое агентство, которое могло бы сделать более прозрачным процесс финансирования госпрограмм, власть не захотела.

Она предпочла Банк развития, который может кредитовать любые инвестпроекты, признанные экономически эффективными, на основе бизнес-плана, представленного заявителем. В этой связи «Интерфакс-Запад» обращает внимание на то, что «механизм кредитования инвестпроектов Банком развития - более рыночный по сравнению с условиями финансирования госпрограмм». А в пользу такой оценки ссылается на то, что «банк может кредитовать инветпроекты на срок не более 15 лет только в случае их экономической эффективности и при наличии собственных источников для их финансирования». Однако предельный срок кредитования может быть и увеличен, поскольку в тексте постановления добавлено: «Если иное не предусмотрено госпрограммами». Ну и в чем тут новизна? Где знак свыше о приходе эпохи радикального ужесточения?

Например, для такого грандиозного проекта, как строительство АЭС, предусмотрен 10-летний срок кредитования. Потом наступает этап возврата кредита. Значит ли это, что авторы постановления о создании Банка развития уже предусмотрели для Беларуси проекты куда круче? Стоит нарисовать какую-нибудь госпрограмму на 25 лет - и банк никуда не денется: будет финансировать столько, сколько нужно, до тех пор пока страна не нарвется на эмиссионные ограничения, установленные внешним кредитором вроде Евразийского банка развития. Других жестких ограничений в деятельности нового инвестиционного института пока не просматривается. И вряд ли таковым можно считать требование об эффективности инвестпроектов. Во-первых, на госпрограммы данное условие в его абсолютном толковании не распространяется; во-вторых, порядок погашения и реструктуризации кредитов не претерпел существенных изменений.

Согласно утвержденному порядку, для кредитов, ранее выданных другими госбанками для финансирования госпрограмм, предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки еще на 5 лет для погашения основного долга. Хотя большинство действительно эффективных проектов вполне укладывается в норматив срока окупаемости, равный 5 годам. Действительно, за Банком развития закреплено право бесспорного взыскания задолженности. Но такую возможность и раньше никто не отменял. Однако в отношении госпредприятий банки этим правом пользуются крайне редко.

Вопросы такого рода без правительства не решаются - ему проще санкционировать очередную реструктуризацию, чем обескровить, а значит развалить, госпредприятие. Поэтому Банку развития придется сначала внести предложение в правительство о бесспорном взыскании просроченной (в течение двух месяцев) задолженности как со счетов заемщика, так и со счетов дебитора. Надо полагать, что именно перепиской с правительством банк и займется со старта, а не анализом новых бизнес-планов, поскольку ему в наследство достались не только эмиссионные активы Нацбанка, предназначенные для финансирования госпрограмм, но и все проблемы, связанные с их обслуживанием. А насколько «хорошими» окажутся активы Банка развития, покажет время. Бог ему в помощь!

Добавить комментарий
Проверочный код