Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (826) 9 января 2012 г. Тема недели

«Наша власть не защищает местных изготовителей»

16.01.2012, Евгений Кечко
Насколько остро стоят вопросы импортозамещения в соседней Литве, корреспонденту «БелГазеты» Евгению Кечко рассказал исполнительный директор Ассоциации предприятий торговли Литвы Лауринас ВИЛИМАС.
-Обилие импортной продукции в литовской торговле - серьезная проблема?

- Поскольку Литва входит в Евросоюз, рынок у нас открытый, и импортом считаются только товары из третьих стран, с которыми у Евросоюза заключен договор. Мы сейчас живем в условиях открытой конкуренции, что позитивно влияет на рынок в целом и дает мотивацию местным производителям, заодно и антимонопольных задач решать не приходится.

Серьезные трудности были в 2004г., когда Литва только вступила в Евросоюз. Тогда многие производители, преимущественно занимавшиеся мясной продукцией, вынуждены были приостанавливать деятельность - не выдерживали соперничества с иностранными конкурентами, получившими свободный доступ на наш рынок. Но та волна быстро прошла, местные производители пересмотрели свой подход, ведь для покупателей всегда интересна цена, а не чьи-то трудности при производстве или поставке.

Сложность в том, что в той же Польше, также специализирующейся на мясной продукции, налоги ниже, и, когда покупатели видят, что товар может быть еще дешевле, проблема для местных производителей возобновляется. А эту нишу терять никто не хочет, ведь мясная продукция наряду с фруктами и овощами - основная в потребительской корзине литовца.

- Какие отрасли, в которых доминирует импорт, можно назвать наиболее проблемными?

- Все находится в определенном равновесии: импорт скорее не доминирует, а стимулирует местных производителей, которые пытаются осваивать разные сферы. Государству сложно их защитить - по законам Евросоюза оно не может вводить какие-то ограничения или запретительные пошлины на товары, находящиеся в едином экономическом пространстве. Более того, согласно подписанным соглашениям Евросоюза с третьими странами, если дешевый товар из России или Беларуси попадает в Германию или Польшу, он без всяких проблем доставляется в Литву на тех же условиях.

- В какой сфере литовские производители чувствуют себя наиболее комфортно?

- В Литве на очень хорошем уровне работают изготовители мяса птицы. Это обусловлено тем, что на этом рынке очень мало игроков, и крупные производители не только удовлетворяют потребности местного населения, но и продуктивно работают на экспорт. В этой сфере конкуренцию им могут составлять польские производители, реализующие свою продукцию преимущественно через базары, которые принято считать самой большой проблемой литовской торговли. На базарах долгое время не было кассовых аппаратов, там не знают, что такое нормальная бухгалтерия, но покупателей привлекает цена, которая на 20-30% ниже, чем в крупных магазинах. Правительство пытается решить эту проблему, уже ввело закон об обязательном наличии на торговых объектах кассовых аппаратов, но рыночные торговцы дешевой польской продукцией адаптировались и к этим условиям: декларируют одно, а продают совсем другое.

- Есть ли в Литве стимулирующее налогообложение для всех местных производителей или, возможно, оно избирательное для некоторых отраслей?

- К сожалению, наша власть в этих вопросах никак не защищает местных изготовителей, не предпринимает шаги, чтобы сделать их конкурентоспособными. Наоборот, некоторые решения выглядят более чем спорными. К примеру, до 2008г. существовали различные ставки НДС, которые не превышали 18%, а на некоторую категорию продуктов составляли и вовсе 5-10%. Правительство решило, что соберет больше денег в бюджет, подняв налоги на местную продукцию. В результате НДС был привязан к одному тарифу - 19%, а в 2010г. он вырос до 21%. Исключение из правил - сельское хозяйство, где существуют свои налоговые механизмы. Люди, работающие с землей, имеют поблажки со стороны законодательства при реализации сельхозпродукции.

- Насколько уверенно стоят на ногах производители промтоваров?

- У нас есть изготовители одежды, но у них нет своих брендов - они все делают под заказы, полученные от иностранных компаний. Им заказывают спортивную одежду, деловые костюмы - товар пользуется спросом в странах Евросоюза. Примерно по такому же принципу работает мебельное производство, которое в основном держится за счет того, что получает много заказов от той же IKEA.

- Возможно, какие-то иностранные бренды были полностью замещены?

- Если исследовать предложения в крупных точках ритейла, вы ни на одном прилавке не найдете ничего чисто литовского - опять сказываются законы свободной конкуренции. Иногда зеленый свет перед литовскими производителями могут зажигать сами компании с мировым именем. К примеру, для Coca-Cola литовский рынок достаточно маленький, на нем миллионы не заработаешь, для компании участие как игрока на литовском рынке - не вопрос существования. Они могут выделить огромные бюджеты на рекламу, маркетинг, но им это не надо, что также играет на руку местным производителям. Хотя они по-прежнему зависят от активности внешних конкурентов. Лет 10 назад некоторые литовские компании начали изготавливать энергетические напитки, постепенно завоевывали рынок, но затем пришел тот же Red Bull, который вынудил литовских конкурентов искать другую нишу - изготавливать простую воду или специализироваться на напитках подешевле.

- Какими литовским брендами вы пользуетесь?

- Хороший вопрос. (Длительная пауза.) Наверное, только тем, что касается продуктов питания - для меня важно, чтобы молоко и мясо было литовскими. Обязательно покупаю литовский шоколад, который очень высокого качества. Одежду и обувь местного производства не покупаю, хотя наши производители работают в трех ценовых сегментах - дешевые товары, товары общего потребления и элитные. На моем рабочем столе также нет ничего литовского, за исключением разве что визитных карточек. Но тем не менее я стараюсь быть лояльным к литовской продукции.

Добавить комментарий
Проверочный код