Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка

Визави. На Net и суда нет?

16.01.2012, Максим Иващенко, Андрей Беспрозванный
В стране введены поправки к ст. 22.16 КоАП об административной ответственности за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет. Поправки предусматривают наложение штрафа до 30 базовых величин за нарушение требований президентского указа N60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», вступившего в силу еще 1 февраля 2010г.
Указ ограничивает доступ «пользователей к информации, запрещенной к распространению в Интернете в соответствии с законом РБ» в госучреждениях, учреждениях культуры и образования (кроме силовых ведомств), вводит обязательную идентификацию пользователей Сети в публичных местах и использование юрлицами и ИП, реализующими товары и оказывающими услуги в Интернете, исключительно «ресурсов, систем и сетей, размещенных в РБ». Несмотря на то, что Байнет фактически уже почти два года жил по указу N60, а поправки лишь отрегулировали административную ответственность, в национальных и зарубежных СМИ начался хаос. Заголовки национальной и зарубежной прессы на прошлой неделе нередко были угрожающими: от «Белорусам запретили зарубежные интернет-ресурсы», «В Беларуси будут наказывать за пользование иностранными сайтами» и просто «В Беларуси запретят Интернет» до признаний в том, что «СМИ запутались: Лукашенко перекрывает Интернет или нет?». Распутать клубок противоречий поспешил Оперативно-аналитический центр (ОАЦ) при президенте, представители которого заявили 6 января, что «распространяемая некоторыми СМИ и интернет-ресурсами информация о введении в Беларуси ответственности за посещение иностранных сайтов не соответствует действительности». Вслед за ОАЦ подобные заявления в эфире БТ и Байнете скопом стали делать представители интернет-провайдеров. Впрочем, вновь заговорили и о самом указе N60, который, по мнению ОАЦ, призван «обеспечить прозрачность Интернет-торговли» и «создать благоприятные условия для субъектов хозяйствования Беларуси». Открывающиеся перспективы развития отрегулированного Байнета «БелГазета» обсудила с зампредом «Белорусской ассоциации журналистов» Андреем БАСТУНЦОМ и секретарем правления Белорусского славянского комитета Владимиром ГРУЗДЕВЫМ.

Андрей БАСТУНЕЦ: «Не может быть и речи об улучшении бизнес-климата»

- Как вы оцениваете поправки в Административный кодекс?

- Они не ввели никаких новых ограничений по пользованию Интернетом в дополнение к тем, что были введены еще в 2010г. Эти поправки, по сути, лишь установили ответственность за нарушения, предусмотренные указом N60. Шум, который поднялся по поводу этого дополнения к КоАП, мне не очень понятен, ведь принципиально ничего не изменилось - были лишь установлены штрафы, причем сравнительно небольшого размера.

Вообще, правовое регулирование какой бы то ни было сферы - это нормально. Другое дело - каким образом это осуществляется. На сегодня нужно с особой осторожностью относиться к специальному законодательному регулированию Интернета. В любом случае многие статьи как Административного, так и Уголовного кодексов распространялись, в т.ч. на Всемирную сеть. Государству нужно осторожно вмешиваться в интернет-пространство и предоставлять больше места для его саморегулирования.

- А отчего вообще возник этот шум? СМИ в чем-то запутались?

- Возможно, кто-то, не обладая особыми познаниями в специфической терминологии текста поправок, не смог в них разобраться.

- На работе рядовых интернет-пользователей поправки в КоАП действительно никак не отразятся?

- Нет. Поправки в Административный кодекс касаются в первую очередь интернет-провайдеров и тех лиц, которые осуществляют бизнес с помощью Интернета. Теперь не может быть и речи об улучшении бизнес-климата в стране. Сам указ N60 в принципе ограничивает деятельность в белорусском интернет-пространстве и содержит несколько норм, ухудшающих правовой режим функционирования Интернета в стране.

В первую очередь это влияет на деятельность глобальных интернет-игроков - больших компаний, для которых Беларусь входит в сферу интересов, но не занимает в ней ключевое место. Эти компании часто имеют свои интернет-площадки за пределами РБ, и создавать их в Беларуси только для того, чтобы обслуживать небольшой сегмент своего рынка, не имеет смысла. Это может привести к тому, что они просто уйдут отсюда.

Кроме того, возникает много вопросов, связанных с толкованием терминов указа, например, что считать информационной услугой? Даже официальные лица не могли дать четких и ясных ответов представителям бизнес-сообщества на вопросы по трактовке указа.

- В указе сказано, что интернет-ресурс должен быть размещен на территории РБ. Речь идет о нахождении в Беларуси серверов или просто о том, что ресурс должен быть зарегистрирован в доменной зоне .by?

- О том и о другом. Насколько затратно перемещение серверов и регистрация в доменной зоне .by, могут судить только люди, занимающиеся интернет-бизнесом.

- Беларусь - первопроходец во введении идентификации абонентских устройств или это распространенная в мире практика?

- Нет. Беларусь скорее является первопроходцем в идентификации личности человека в пунктах коллективного пользования Интернетом - в европейских странах такого нет.

Одно дело, что абонентские устройства идентифицируются провайдерами. Другое - когда информацию о посещении людьми тех или иных интернет-ресурсов провайдеры могут предоставить по судебному решению, а могут, как это делается у нас в стране, по запросу одного из госорганов.

- И это ущемляет свободу пользования Интернетом?

- Безусловно, но это полностью вписывается в систему глобального контроля над личностью, которая существует в Беларуси. Это касается не только Интернета, но и мобильной связи или системы выезда за границу.

- После введения поправок в КоАП можно ли ожидать шквала штрафов?

- В указе N60 предусматривались и другие, кроме административной ответственности, возможности влиять на нарушителей. Так, повторное нарушения требований указа карается отключением абонента от Интернета - рычаг более мощный, чем штраф до 30 б.в. Впрочем, мы не имеем информации, что юрлица, осуществляющие бизнес с помощью Интернета, были от него отключены. Можно предположить, что и штрафов будет не так много.

- Контролирующие органы страны располагают ресурсами для отслеживания действий почти 4 млн. белорусских интернет-пользователей?

- Безусловно, возможности контроля есть, однако применение статьи в КоАП, думаю, будет иметь точечный, а не массовый характер.

- Что вы имеете в виду?

- Некоторые комментаторы пишут, что протоколы о нарушении законодательства в сфере Интернета будут составляться в количестве сотен миллионов... На мой взгляд, если такие случаи и будут происходить, то достаточно редко. Например, если какой-нибудь провайдер не обеспечит исполнение требований указа о доступе для госучреждений к сайтам из черного списка или какое-нибудь интернет-кафе не обеспечит требование об идентификации личности.

- Указ предусматривает запрет на доступ работников почти всех госучреждений к «интернет-услугам, запрещенным к распространению на территории РБ»... Какие интернет-услуги имеются в виду?

- В указе N60 содержится перечень информации, размещение которой в Интернете запрещено. Это, например, призывы к экстремистской деятельности, распространение порнографической продукции и «другая запрещенная законодательством информация». Именно эта формулировка - «другая запрещенная законодательством информация» - делает перечень информации, распространять которую в Сети запрещено, неопределенным. Пока есть два черных списка: один включает в себя белорусские ресурсы, доступ к которым ограничен в госучреждениях (в нем нет ни одного сайта), второй - зарубежные. Последних, по заявлениям должностных лиц, сейчас около 30 - там находятся такие ресурсы, как «Хартия'97», «Белорусский партизан», prokopovi.ch.

- Мозг работников госучреждений оберегают от распада под воздействием оппозиционного трэша?

- Звучало такое объяснение: в госучреждениях государство выступает как работодатель, и работодатель определяет, какие ресурсы не стоит посещать его работникам во время работы.

Справка «БелГазеты». Андрей Бастунец родился в 1966г. в Минске. В 1991г. окончил юридический факультет БГУ. В 1992г. вошел в неформальное литературное объединение «Светотень», существовавшее при газете «Знамя юности». В 1994г. посещал экспериментальные литературные курсы при журфаке БГУ. Стихи Бастунца публиковались в изданиях «Знамя юности», «Абажур», других периодических изданиях и коллективных сборниках. С 1998г. занялся журналистикой. Работал заместителем главного редактора газеты «Фемида NOVA». Зампред «Белорусской ассоциации журналистов».

Владимир ГРУЗДЕВ: «США могут ответить ракетным ударом по Беларуси»

- Стоит ли бояться постоянных усилий белоруских властей по регулированию Интернета?

- Бояться однозначно не стоит - это нормальная практика, которая осуществляется во многих странах мира. Давайте вспомним о заявлениях Пентагона, которые были сделаны летом 2011г.: на кибератаку они могут ответить в т.ч. ракетным ударом. Идентификация пользователей Wi-Fi в публичных местах в этом контексте - очень положительный момент, без этого мы просто не можем знать, чем занимаются наши пользователи в Интернете, какую деятельность там осуществляют.

Предположим такую ситуацию: провокатор, хакер из Евросоюза, Китая или США попадает на территорию Беларуси, осуществляет взлом каких-то систем безопасности на территории США - и Штаты немедленно реагируют на это. В целях национальной безопасности Беларуси идентификация пользователей просто необходима. Взять те же террористические взрывы - развитие технологий сегодня дошло до такого уровня, что взрыв можно осуществить и из Интернета.

Законы должны работать одинаково - как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве. В Беларуси сейчас быстрыми темпами развивается электронная платежная система, которая потенциально является мишенью атак интернет-мошенников, хакеров. Если не предпринимать меры по регулированию интернет-пространства, то преступник там будет чувствовать себя безнаказанно.

- Вы не считаете регулирование Интернета по белорусской модели нарушением гражданских свобод населения?

- Где в указе N60 написано, что будут ущемляться чьи-то права? Возьмем, например, сайт с негативным контентом - к ним, в первую очередь, относятся сайты с порнографией. Соответственно, указ N60 делает нашу зону .by более чистой, свободной от порнографических материалов.

Возьмем сайты с контентом, которые могут подтолкнуть толпу или отдельных людей на какие-то экстремистские действия, противоречащие белорусскому законодательству, - указ N60 принимает и на этот счет четкие меры безопасности. Сегодня некоторые информационные порталы запросто можно приравнять к СМИ - соответственно, они должны на равных отвечать за размещаемую у себя информацию.

- В число заблокированных в госучреждениях сайтов попали «Хартия'97», «Белорусский партизан», сайт prokopovi.ch - это всё сайты экстремистской направленности?

- «Хартия'97» не является официально зарегистрированным на территории Беларуси информационным источником. Серверы этого ресурса находятся в другой стране, и информацию на них закачивают все кому угодно. Если прокуратура или какие-то другие госорганы в содержащемся на сайте «Хартии'97» контенте найдут материалы экстремистской тематики, то они ничего не смогут сделать с этим сайтом, кроме как заблокировать его. Я не считаю, что это какое-то ущемление чьих-то прав. Положительный пример - сайт «Нашай Нiвы»: интернет-ресурс официально зарегистрированного издания, представляющего альтернативное мнение по многим вопросам, никем не блокируется.

Если мы говорим о сайте prokopovi.ch, то этот ресурс не обладает лицензией на осуществление валютно-обменных операций. Не обладая такой лицензией, он откровенно нарушает нормы белорусского права. Если есть соответствующее предписание закона на этот счет, почему бы не заблокировать этот сайт?

- А вы лично посещаете такие сайты?

- У меня установлена подписка на RSS-каналы многих сайтов, в т.ч. и этих.

- И зачем это вам?

- Я хочу знать позицию как нашего государства, так и тех людей, которые размещают информацию на таких сайтах, как «Хартия'97».

- Но почему же белорусские госчиновники лишены права ознакомиться с такой информацией?

- Во время рабочего дня сотрудники госучреждений должны выполнять только свои функции. Раз они пришли на работу, они должны работать, а не сидеть «ВКонтакте» или на «Хартии'97». Если им необходима информация с «Хартии'97», они могут ознакомиться с ней в домашних условиях.

- Обязанность всех организаций, предоставляющих какие-либо услуги или осуществляющих коммерческую деятельность в Беларуси, располагать свои серверы на территории Беларуси вам тоже кажется нормальным явлением?

- А как еще привлечь к ответственности человека, если ресурсы его сайта не находятся на территории Беларуси? Вспомните, как на второй день после взрыва в минском метро в Твиттере кто-то активно начал писать сообщения, что в Минске произошел второй взрыав. Это была сущая дезинформация. Поскольку человек, который распространял эту дезинформацию, находился на территории Беларуси, его быстро смогли найти и судить по закону. А как найти человека, который с помощью «Хартии'97» распространяет дезинформацию из Польши или Литвы?

Но основной целью указа N60 была популяризация белорусских ресурсов. Наши пользователи много времени проводят на российских либо западных интернет-площадках, и до введения в действия указа N60, грубо говоря, деньги за исходящий трафик, которые могла бы получать Беларусь, уходили за рубеж. Теперь, когда серверы юрлиц обязаны находиться на территории Беларуси, уменьшается сумма финансовых затрат на их соддержание и увеличивается прибыль «Белтелекома», которая может пойти непосредственно на развитие Интернета в республике.

- Вы согласны с тем, что поправки к указу N60 ощутимо бьют по белорусскому бизнесу?

- А в чем проблема? Почему бизнес не хочет размещать свои интернет-ресурсы в Беларуси? У нас хостинг не хуже, чем зарубежный, скорость не ниже. Вот если мы заходим на сайт eBay, мы тем самым вносим деньги в экономику США, заходим на сайт Google - поддерживаем тем самым корпорацию Google. Почему точно так же мы не можем перевести трафик, пользователей и, соответственно, валюту к нам, в Беларусь? Это выгодно как для белорусских хостинг-провайдеров, так и для республики в целом.

- Откуда тогда столько криков о закручивании гаек в Байнете?

- Кричат те, кто за это получает деньги. Это спланированная акция заинтересованных лиц.

- Но так или иначе Беларусь неуклонно движется к китайской модели регулирования интернет-пространства?

- Китайская модель - не единственная, масса стран каким-либо образом ограничивает на своей территории доступ к интернет-контенту. У тех же США, самой развитой демократической стране в мире, действует интернет-фильтр: не дай бог какой-то пользователь сделает запрос на сайт экстремистского или другого негативного содержания, как провайдер тут же ему выдаст предупреждение. Почему бы нам не реализовать в нашей стране успешный мировой опыт?

- Указ N60 предусматривает блокировку сайтов только по требованию самого пользователя. Почему тогда 19 декабря 2010г. и в дни молчаливых акций 2011г. без всяких пользовательских запросов блокировался доступ к социальным сетям и ряду информационных ресурсов?

- Насколько я знаю, группу «Революция через социальные сети» блокировала администрация «ВКонтакте».

- Но доступ отсутствовал не только к этой группе, но и к соцсетям в целом, к сайтам, ведущим онлайн-репортажи с молчаливых акций, с площади Независимости 19 декабря 2010г.

- Тогда были в целом проблемы в белорусском Интернете. «Белтелеком» официально заявил, что в эти дни проводились профилактические работы. У меня нет никаких оснований не верить «Белтелекому».

- Введение штрафов в размере $60-360 для провайдеров, ИП и юрлиц за нарушение требований указа N60 поможет навести порядок в Байнете?

- В указе прописаны конкретные нормы, и эти нормы должны соблюдаться. В процессуальном законодательстве до сих пор был пробел по нормам привлечения лиц к ответственности за нарушения в Интернете. Сейчас это пробел устранен, я в этом ничего страшного не вижу. При этом безопасность страны стоит гораздо больше, чем $360.

- Речь уже идет о безопасности страны?

- Конечно. Я уже говорил, что США в случае чего могут ответить реальным ракетным ударом по Беларуси...

- А как же угроза реализации механизмов и сценариев «арабской весны» на территории Беларуси?

- Беларусь находится совершенно в другой плоскости, чем арабские страны накануне революций. «Арабская весна» в Беларуси просто невозможна: у нас другая экономическая ситуация, политическая...

Справка «БелГазеты». Владимир Груздев родился в 1988г. в Мозыре. В 2006г. окончил Международный институт трудовых и социальных отношений по специальности «юриспруденция». Учебу в магистратуре сочетает с предпринимательской деятельностью. Секретарь правления Белорусского славянского комитета.

Добавить комментарий
Проверочный код