Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (826) 9 января 2012 г. Радости жизни

CD-обзор

16.01.2012, Татьяна Замировская
Обзор интересной музыки

POMIDOR/OFF

«ПАТАС/ПОПС/ПРАПАГАНДА»

Все привыкли к тому, что Помидоров - это как бы хип-хоп. Правда, кажется, не современный (сейчас хип-хоп - это совсем уж независимая музыка), а альтернативный, с гитарной составляющей, заставляющей вспомнить кучу музыки, которую мы слушали в 1990-е гг. - от Molotov до Rage Against The Machine.
Правда, такого же анархизма во втором альбоме Помидорова нет - говорят, компания «Вигма» предварительно вычитывала тексты на предмет экстремизма, но ничего не нашла. Тем не менее на диске указано: людям с тонкой нервной организацией его лучше не слушать, а также про ненормативную лексику - впрочем, мы и правда услышали в одной песне слово «х...й», а «Вигма» до нее, скорей всего, вообще не дослушала.

Чувствуется, что Помидоров крепко любит альтернативную музыку 90-х, а также испытывает нежность к мировому каталогу хард-рока. В его песнях можно услышать отзвуки и Ленни Кравитца («Кола»), и групп вроде Faith No More или System of a Down («Дыска»). Тем не менее альбом звучит свежо - с сильными, полными рефлексий на недавние события в стране текстами, с замысловатыми и бойкими гитарными партиями и театральным, интонационно насыщенным вокалом.

Правда, как ни странно, Помидоров стал чем-то напоминать современную версию «индустриального» Шевчука. Например, в треках вроде «Прагны» или «Порна» есть множество пересечений с Юрием Юлиановичем, который тоже активно обращается к гитарно-индустриальной музыке вроде Nine Inch Nails и обладает специфичной, сюжетной поэтикой (каждая его песня - очень индивидуализированная история восприятия некоего события), с порой неловкими, хлесткими, личностными метафорами, не всегда «считываемыми», но выглядящими как афоризмы. Да и манера вокала порой похожая - это не «читка», как в хип-хопе, а крайне музыкальная декламация, порой срывающаяся в крик. Тут, надо сказать, Помидоров в плане оттеночности вокала более богат на разнообразие интонаций.

А так параллелей достаточно - вот человек играет современную музыку, при этом сильно «засев» в музыке прошлого, и при этом нервно, зрело и поэтично реагирует на реальность. У Помидорова поэтика часто переходит в конкретику - например, песня «Радыё» посвящена дню 19 декабря - это такой музыкальный привет старой песне Ulis «Радыё Свабода», а также «помидоровской» же «Цуд на каляды» (песня начинается детскими «колядками» от Сони Помидоровой) - и одновременно она про вчерашний «штурм Дома правительства», пустую площадь и «снайпера на крыше». В общем, Помидоров - это очень особенный тип личности, пламенный харизматик. Если бы он им не был, целый час этих пафосных искренних песен никто бы не выдержал, а тут ничего, выдерживаем.

Еще один из плюсов диска - пусть он и писался целую вечность (Помидоров говорит, что 10 лет), звучит он очень прилично. И у него крайне подходящее название: «Пафос, попса, пропаганда». Если бы все музыканты так же точно называли свои диски, мир музыки был бы, несомненно, более честным и упорядоченным.

Александр Солодуха

«Берега»

Солодуха тоже харизматик, это сложно отрицать. Он, как и Помидоров, является личностью противоречивой, порой скандальной, но такой, которую невозможно игнорировать. Обложка диска соответствует лучезарному статусу Солодухи как белорусского будды. Еще она копирует обложку последнего альбома британского иконического музыканта Моррисси «Years of Refusal» - на ней тоже изображен мужчина за 50 с младенчиком на руках. Солодуха совпадает с Моррисси почти полностью - у британской легенды это 9-й сольный альбом, у народного артиста Беларуси - 10-й. Разница в одном - у Солодухи ребеночек свой, а Моррисси младенчика одолжил для фотосессии, а так у него детей быть не может, потому как ему нравятся мальчики, а не девочки.

Настроение диска - в типичном стиле Солодухи: «Жизнь прекрасна и скоротечна, и надо ей радоваться, а также радоваться тому, что ты, такой прекрасный, живешь на белом свете». В этом уютном нарциссизме он тоже близок Моррисси, который на своих концертах транслирует только одну эмоцию - упоительную самовлюбленность, не разделяя которой зритель рискует впасть в прострацию. Песни все очень милые и личностные - например, «Варенька» рассказывает о том, как «Наташка подарила девочку» певцу, как он мечтал о девочке, в которую «непременно влюбляться будут мальчики».

Еще тут есть не менее проникновенная песня о маме («Мама»), о любимой женщине («Тебе, любимая» - авторства Стаса Михайлова, кстати), о правилах жизни («Правила», которые начинаются со строчки «я рожден в январе» и сообщают о том, что певец «за поступки свои всегда отвечал»), о счастье («Счастье») и даже о Владимире Мулявине («Памяти В. Мулявина»). Кстати, очень интересный взгляд: про «великий народ под началом Мулявина» и о том, что «он сейчас в краю небесном со своей земною славой исполняет те же песни с хором ангелов по праву».

В общем, альбом снова является квинтэссенцией жизни Солодухи и его взглядов на реальность, при этом не глобально отличаясь от его предшествующего творчества (особенно в плане аранжировок) и неизменно являясь неким неделимым, лучистым, прозрачным объектом, неспособным вызывать негативные эмоции. Солодуха всегда на позитиве.

Добавить комментарий
Проверочный код