Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (826) 9 января 2012 г. Экономика

Всё идёт в расход

16.01.2012
Макроэкономика
В 2012г. власти планируют потратить из всех источников Br141,8 трлн. (27,8% ВВП) - на 84,5% больше к ожидаемому исполнению 2011г. Расходы госбюджета составят Br92,77 трлн., или 65,4% консолидированного бюджета. При этом 64,1% всех расходов пойдет на здравоохранение, 80,6% - на образование; 99,3% расходов - на ЖКУ и строительство - должны нести именно местные органы власти. Совокупные бюджеты местных органов власти запланированы в объеме Br76,54 трлн. Из них Br27,8 трлн. (36,3%) - безвозмездные трансферты из республиканского бюджета.
В 2012г. бюджетная политика сохраняет все свои родовые дефекты. Главная проблема - коммерциализация бюджетных расходов, т.е. использование их для поддержки коммерческих проектов в отдельных секторах или в рамках десятков госпрограмм. Такого рода финансирование создает неравные условия доступа к финансам для предприятий субъектов хозяйствования. Вторая проблема госрасходов - отсутствие четких критериев эффективности госрасходов. Речь идет даже не о предоставлении обоснований, почему, скажем, образование должно получать больше денег, чем здравоохранение, какая польза стране от бюджетных инвестиций в дороги, а об установлении четких критериев оценки качества использования бюджетных ресурсов коммерческими организациями. Притчей во языцех стала бюджетная поддержка сельского хозяйства. Власть кормит этот сектор как из рога изобилия, а он все глубже погрязает в долгах и неликвидах, производя при этом очень дорогую продукцию.

Раз нет четкой системы оценки эффективности госрасходов, то нет и критериев ликвидации госпрограмм и целых статей расходов. Одиножды попав в обойму госрасходов, структура становится бюджетным бенефициаром на годы, если не десятилетия. Примеров ликвидации статей госрасходов - мизер.

Третья проблема бюджетной политики - отсутствие прозрачности бюджетных потоков и аудита о правильности использования средств налогоплательщиков. Множество бюджетных и внебюджетных фондов республиканского и местного масштаба, госконцерны, местные органы власти, собственно республиканский бюджет - все они объединены десятками невидимых для глаз обыкновенных налогоплательщиков трансфертов. Перекрестное субсидирование, дотации, нормирование налоговой нагрузки на разные секторы и даже коммерческие субъекты по чисто субъективному выбору чиновников и политиков создает благоприятную почву для бюджетных злоупотреблений и мошенничества.

Четвертая проблема - отсутствие адресности социальных трансфертов и оценки нуждаемости человека в помощи государства. Вместо этого правительство очередной год будет вмешиваться в производство товаров и услуг путем финансирования процентов по кредитам и их погашению, субсидирования коммерческих проектов избранных предприятий и целых секторов. Такого рода деятельность препятствует концентрации ресурсов бюджета на наиболее социально уязвимых гражданах. Мы снова имеем ситуацию, когда под флагом реализации социальности государства триллионы денег налогоплательщиков оказываются в карманах 20% самых богатых белорусов.

Долги и производящее их сельское хозяйство

В 2012г. существенно вырастут бюджетные расходы на обслуживание госдолга. В 2012г. они составят Br9,78 трлн. Из них на обслуживание внутреннего долга будет потрачено Br1,17 трлн. Это более чем на 320% больше, чем в 2011г.

На оплату внешнего долга планируется потратить Br5,94 трлн. (на 246,5% больше). По мнению Минфина, этих денег должно хватить на выплату $698,5 млн. Это весьма консервативная оценка расходов, сделанная на основе среднегодового курса Br8500/$1. В случае даже 30-процентной девальвации эти расходы резко увеличатся.

Так незаметно расходы на обслуживание долга стали одними из самых больших бюджетных статей. Они больше, чем бюджетные траты на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, приближаются к объему расходов на социальную политику (Br12,9трлн. в 2012г.).

Непомерно большими остаются расходы консолидированного бюджета на поддержку отраслей национальной экономики. В 2012г. они запланированы в объеме Br25,6 трлн. (на 67,2% больше, чем в 2011г.); 66% этой суммы будет потрачено из госбюджета. Лоббисты сельского хозяйства доказали свое непоколебимое первенство в отстаивании своих позиций. В 2012г. налогоплательщики должны потратить на их проекты (без учета инвестпрограммы) более Br12 трлн. (на 56,8% больше, чем сумма в ожидаемом исполнении бюджета-2011); 56,1% этой суммы пойдет из республиканского бюджета.

Справка «БелГазеты». Правовой основой для подобных расходов является госпрограмма устойчивого развития села на 2011-15гг. От количества госпрограмм, на которые будут тратиться деньги налогоплательщиков, рябит в глазах. Например, есть программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан, на которую должно быть потрачено Br49,5 млрд. На программу по племенному делу в животноводстве пойдет Br88,3 млрд. Программа развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур потянет на Br143,9 млрд., а под комплексную госпрограмму развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства отдадут Br402,2 млрд. Расходы на прикладные исследования по созданию пилотных инновационных объектов по отработке новейших перспективных технологий, машин и оборудования для АПК составят Br200 млрд. На сохранение и расширение сельхозугодий предусмотрено Br509 млрд. Финансирование бюджетных организаций Минсельхозпрода составит Br176,3 млрд. - на 182,8% больше, чем в 2011г.

На компенсацию потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов организациям АПК, льготирование процентов по кредитам предусмотрено Br4,58 трлн. Это около 68% общей суммы средств госбюджета, предусмотренных на сельское хозяйство и рыболовство. По данным Минфина, «компенсация процентов по кредитам банков рассчитана на уплату процентов по кредитной задолженности в сумме 16763,6 млрд. руб., в т.ч. по ранее принятым решениям - 12263,6 млрд. руб. и вновь привлекаемым кредитным ресурсам в объеме 4500,0 млрд. руб.». Ни Минфин, ни Совмин, ни тем более администрация президента при обсуждении закона о бюджете-2012 не задала логичный вопрос: «Как сектор, который более 10 лет подряд ежегодно получает до $4 млрд. бюджетной помощи, накопил такую огромную кредиторскую задолженность?»

ЖКУ, здравоохранение и образование - проекты местного масштаба

Расходы на предоставление ЖКУ и жилищное строительство предусмотрены в объеме Br9,26 трлн. - на 45,3% больше, чем в 2011г.; 99,3% этой суммы должны тратить местные органы власти. Заметим, что расходы на общегосударственную деятельность в 2012г. вырастут на 255%, на обслуживание госдолга - почти в 3 раза.

Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение предусмотрены в объеме Br18,16 трлн. (рост 177,4%). Опять же основные расходы приходятся на местные бюджеты - 79,1%. Затраты на физкультуру, спорт, культуру и СМИ составят Br4,69 трлн. Доля расходов республиканского бюджета - 35,9%. Из них на СМИ будет выделено Br546,5 млрд. (Br366,3 млрд. получит телевидение и радиовещание).

Расходы консолидированного бюджета на образование составят Br23,75 трлн. Из республиканского бюджета будет потрачено только 19,4% этой суммы. Так что местные органы власти в 2012г. окажутся на острие критики и социального недовольства. Они очень сильно зависят от трансфертов из центра, а также от результатов коммерческой деятельности бизнеса на своей территории. У них усилится соблазн увеличивать ставки налогов и склонность к финансированию своих расходов в долг.

Разумеется, не забыли власти и про чистоту. Субсидии на поддержку общих отделений бань в бюджете-2012 составят Br66,5 млрд., или более чем на 33% больше, чем сумма на погашение льготных кредитов многодетным семьям.

Добавить комментарий
Проверочный код