Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Энергосберегающие лампы osram. Лампы дневного света osram. Лампы osram.
№1 (826) 9 января 2012 г. Экономика

Казна в глянце

16.01.2012
Без комуфляжа
Бюджету Беларуси на 2012г. позавидовали бы правительства всех стран - членов Евросоюза. Бездефицитный, с разнообразными источниками дохода, контролируемыми расходами, балансом между центром и регионами - просто образец фискальной красоты. Действительно, нет проблем принять замечательный документ, зная, что его в любой момент можно переделать под текущую экономическую ситуацию в рамках только политической целесообразности.
Выверенные показатели закона о бюджете-2012 похожи на понтовый глянец. Власти обещают снижение налоговой нагрузки, упрощение административных процедур и повышение эффективности госрасходов. Звучит как из программы убежденного либерала, а вот при более тщательном изучении цифр и предложенных мер оптимизм и надежды улетучиваются. Бюджетно-налоговая политика т.г. может повторить участь директивы N4. Много было обещаний, но бизнес получил под дых инфляционно-девальвационной спиралью. Правительство идет на либерализацию и сокращение размера государства (доля госдоходов и расходов к ВВП) не по убеждению, а под принуждением кризиса.

Справка «БелГазеты». Налоговые доходы в консолидированном бюджете резко сократились в 2009г. - с 36,33% ВВП в 2008г. до 30,09% ВВП в 2009г. и 27,4% ВВП в 2010г. В 2011г. правительство попыталось увеличить размер государства до 28,95% ВВП, но в результате инфляционного и втного кризиса вынуждено было смириться с сокращением доли налоговых доходов к ВВП до 24,49%. В 2011г. все доходы бюджета, в т.ч. ФСЗН, составили оценочно 36,1% ВВП, что является рекордно низким показателем за всю историю нашей страны.

Именно кризисы заставили правительство существенно снизить объем ресурсов, перераспределяемых через бюджет. В 2008г. совокупные госдоходы составляли 51% ВВП. Всего за алютри года они сократились до 36,1%, т.е. почти на 15 п.п. Прекрасный результат. Надо бы закрепить эту стратегически важную тенденцию, радикально упростить налоговую систему, упразднить мелкие налоги и снизить время и издержки на уплату налогов. Однако правительство все еще надеется восстановить былой размер государства. Сделать это весьма непросто. Понимая ограничения рынка и учитывая факт конкуренции с российским законодательством, бюджет-2012 должен быть сбалансированным на уровне совокупных доходов около 37,1% ВВП.

Осторожно: дефлятор и среднегодовой курс!

С цифрами в условиях высокой инфляции и курсовой свистопляски нужно быть особенно осторожным, не зацикливаясь на долях процента или миллионах рублей. Сохраняется угроза рецидива бюджетной и макроэкономической политики 2011г. Напомним, что при принятии бюджета-2011 правительство исходило из номинального ВВП в размере Br200 трлн., что по прогнозируемому среднегодовому курсу Br3170/$1 должно было составить $63,1 млрд. По факту ВВП в 2011г. в номинальном выражении прогнозировался (в декабре) в объеме Br283,2 трлн. - на 41,6% больше изначально запланированного. В 2011г. Минфин использовал дефлятор (для очищения номинального ВВП от инфляции) в 165,8% при индексе потребительских цен (ИПЦ) 220% (декабрь к декабрю). Рост цен производителей опережал ИПЦ, равно как и индекс тарифов на перевозку грузов. Магия дефлятора позволила правительству отчитаться ростом ВВП примерно на 4,8% (оценка в законе о бюджете-2012). Приближение дефлятора к более реалистичному уровню в 100% дает падение реального ВВП и полноценную рецессию.

Справка «БелГазеты». По расчетам Нацбанка, среднегодовой курс за январь-ноябрь 2011г. составил Br4376/$1. По этому курсу долларовый ВВП в 2011г. составит $64,7 млрд. Если же брать курс на конец года (Br8350/$1), а не использовать завышенный официальный курс Нацбанка в течение почти девяти месяцев 2011г., то ВВП в долларах составит $33,9 млрд. Правда кроется где-то посередине, скажем, на уровне $50 млрд.

В отличие от бюджетов предыдущих лет Минфин скромно опустил свой прогноз по курсу рубля к доллару. Расчет этого показателя по объему рублевых ресурсов, заложенных в бюджете (Br5937,4 млрд.) на обслуживание внешнего госдолга в объеме $698,5 млн., дает среднегодовой курс в Br8500/$1. ВВП в номинальном выражении в 2012г. должен вырасти до Br510 трлн., или до $60 млрд.

Номинальный рост ВВП поражает воображение - 80%. Правительство заявляет о снижении инфляции до 19-22%, а дефлятор для пересчета ВВП из номинального в реальный планирует использовать на уровне 171-171,5%, т.е. больше, чем в гиперинфляционном минувшем году. Вот такие особенности национальной статистики и отчетности демонстрирует правительство в законе о бюджете-2012.

В условиях, когда власти планируют рекапитализацию госбанков за счет традиционной схемы выкупа гособлигаций на деньги Нацбанка (более Br14 трлн. только в самом начале года), когда не просматривается желания отказаться от финансирования госпрограмм, нет четких императивов быстрого выхода на положительную ставку процента, верить в такой среднегодовой курс нет оснований. Тем более что растет бремя внешних долгов и стабильно низким остается желание ускорить полноценную приватизацию.

Налоговые поблажки, а не благо

Радует снижение ставки налога на прибыль с 24 до 18%, но Минфин для убедительности почему-то не приводит изменение эффективной ставки этого налога при номинальной ставке в 24% и наличии ряда важных льгот. По оценке финансистов частных компаний, вполне может получиться так, что эффективная ставка налога на прибыль после отмены льгот в т.г. увеличится. То есть реально бизнесмены будут платить больше при снижении номинальной ставки налога.

Эту мысль подтверждает закон о бюджете-2012. Доля налога на прибыль к ожидаемому объему ВВП в 2011г. составила 2,84%, а после сокращения ставки налога на прибыль уменьшилась до 2,77% ВВП, т.е. всего на 0,07 п.п. Это не налоговое благо, а мелкая законодательная поблажка.

Радует возможность введения для целей налогообложения ускоренной амортизации, а также механизма переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений, но все это похоже не на системную налоговую реформу, а на ловлю блох. Размер расходов консолидированного бюджета к ВВП сокращается не по доброй воле правительства, согласно плану расширения места и активности частного сектора, а из-за кризиса.

Хорошо, что налоговая нагрузка на малый и средний бизнес снизилась на один процентный пункт при упрощенной системе (с 8 до 7% без уплаты НДС и с 6 до 5% с уплатой НДС). Неплохо, что налогоплательщики получили право в течение текущего налогового периода менять выбранный ими метод уплаты налога на прибыль. Однако не может не огорчать право правительства проводить индексацию на инфляцию экологического налога, единого налога с ИП, земельного и иных налогов.

Основным налогом бюджета остается НДС. Через него бюджет получит каждый третий рубль доходов. В законе о бюджете-2012 доля поступлений от этого налога по сравнению с 2011г. должна вырасти с 8,65% ВВП до 9,24% ВВП. Для адаптации к кризису и в рамках межстрановой конкуренции с Россией и Казахстаном нужно было бы сократить ставку этого налога до 15-16% с одновременной ликвидацией госпрограмм, чтобы сохранить бездефицитным бюджет. Такое предложение Минфин жестко отвергает.

Во время трансформаций собственности можно было бы отказаться от налогов на собственность. В т.г. они должны составить только 0,56% ВВП. Аналогичная ситуация - по «другим налогам от выручки от реализации товаров, работ и услуг». Поступления по ним в 2012г. составят 0,56% ВВП. Стремление обложить налогом чуть ли не каждую налоговую базу делает налоговую систему сложной, запутанной и очень дорогой для администрирования. Например, зачем сохранять в бюджете «налоги и сборы на отдельные виды деятельности», которые дают поступления в объеме только 0,07% ВВП? Нет проблем отменить экологический налог, при помощи которого правительство собирает всего 0,11% ВВП. Аналогичная ситуация по штрафам и удержаниям. Они дают всего 0,07% ВВП доходов, а головной боли у бизнеса от них побольше, чем с крупными налогами.

Нет никакого смысла сохранять государственные целевые бюджетные фонды. Их доходы в 2012г. составят всего 0,91% ВВП (в 2008г. - 4,64% ВВП). Вообще, в качестве меры по упрощению налоговой системы можно пойти на ликвидацию всех налогов и сборов, объем которых не превышает 2% ВВП страны. Лучше повысить ставки акцизов на алкоголь, табак и энергоресурсы, чем поддерживать 15-20 мелких налогов, сборов и обязательных платежей.
Так что в нынешнем году обещанная налоговая реформа не состоится. Ничтожно малой остается доля неналоговых доходов бюджета. Не планируется приватизация и активизация рынка земли. Нет намерений повысить качество корпоративного управления акционерных обществ, дабы увеличить доходы бюджета от дивидендов. Местные и республиканские органы власти продолжают цепляться за недвижимость, отказываясь продавать ее предпринимателям, хотя доля доходов бюджета по этой статье составляет всего 0,28% ВВП.

Добавить комментарий
Проверочный код