Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (826) 9 января 2012 г. Экономика

Правила игры

16.01.2012, Отдел экономики
Обзор важнейшего в экономике за неделю
А БВ где?

Впервые с декабря 2007г., зато сразу почти втрое - с Br35 тыс. до Br100 тыс. - правительство повысило базовую величину (БВ) - абстрактный экономический показатель, исходя из которого рассчитываются многие выплаты: от штрафов и пособий до арендной платы. Новое значение будет действовать с 1 апреля 2012г. и грозит не на шутку подпортить финансовые показатели субъектов хозяйствования.

БВ, по определению связанная с покупательной способностью денег, обычно изменяется с ростом инфляции, так что решение правительства наверстало упущенное обесценение рубля за последние четыре года.

Главным финансовым шоком от увеличения БВ станет рост арендной платы. До 2010г. аренда была привязана к евро, однако два года назад на волне укрепления авторитета рубля ее отвязали от инвалюты и привязали к БВ с применением коэффициентов (в зависимости от месторасположения и сферы деятельности организации, занимающей арендуемые площади). Уже тогда у новой нормы нашлось немало противников, сетовавших, что, в отличие от биржевых котировок, динамика БВ малопрогнозируемая и скачкообразная. В 2011г. благодаря новому способу исчисления арендные платежи в целом оставались вполне посильными, но в 2012г. их бремя для многих станет слишком тяжелым и коснется прежде всего недвижимости, арендуемой у государства, - ценовая политика арендодателей-частников гибче.

Существенно вырастут и размеры штрафов, а также административных платежей, в т.ч. госпошлин. А если учесть, что БВ фигурирует в более чем 300 нормативных документах, то ее трехкратный рост будет иметь глобальное значение. Стоит ли говорить, что дополнительные издержки бизнес отнесет на себестоимость продукции, создав дополнительный двигатель инфляции, которая, в свою очередь, стимулирует повышение БВ.

Республиканская конфедерация предпринимательства и Минский столичный союз предпринимателей и работодателей направили на имя премьер-министра письмо, в котором сочли обоснованным повышение БВ в 2012г. до Br50 тыс. Ранее обсуждалась возможность того, чтобы постепенно вообще уходить от БВ. До ее введения в 2002г. часть выплат была привязана к минимальной зарплате, но та росла чересчур быстро для экономики. Видимо, оценив объем работ по пересмотру законодательства, жизнь БВ решено продлить.

Госбанкам подкинули

Государство подставило госбанкам финансовое плечо, увеличив уставный фонд «Беларусбанка» на Br12,9 трлн. и «Белагропромбанка» на Br1,6 трлн.

Необходимость финансовой подпитки назрела давно. О ней предупреждал даже МВФ, который в 2009-10гг. сдерживал рекапитализацию госбанков за счет средств госбюджета (отказ от этого был одним из условий программы stand-by, которые Минск не торопился выполнять). Фонд настаивал, что такая мера может потребоваться для доведения капитала банков до безопасного уровня. Кроме того, средства необходимы для широкого финансирования госпрограмм.

Вопрос был лишь в том, какой из способов выберет правительство: излюбленная печать денег уже продемонстрировала свою пагубность в 2011г., разбазаривать золотовалютные резервы опасно, а в бюджете необходимых сумм не найти.

В итоге в соответствии с постановлением Совмина N1774 государство выпускает гособлигации на Br4,7 трлн. сроком обращения один год без выплаты процентного дохода и размещает их путем прямой продажи «Беларусбанку» (на Br3,9 трлн.) и «Белагропромбанку» (на Br800 млрд.). Полученные средства государство тут же возвращает банкам в виде вкладов в уставные фонды. Таким образом, активы банков фактически увеличиваются на сумму выпущенных государством ценных бумаг. Живые деньги не допечатаны, но и не изысканы.

Далее за счет остатков средств республиканского бюджета, в т. ч. временно размещенных в депозитах рекапитализируемых банков, государство вносит вклады в уставный фонд «Беларусбанка» на сумму Br9 трлн. и «Белагропромбанка» на Br800 млрд. Банки, в свою очередь, осуществляют допэмиссию акций на сумму увеличения уставных фондов и передают их в собственность РБ.

Где в госбюджете найдется 9,8 трлн., не вполне понятно. В ноябре ушедшего года Минфин прогнозировал, что профицит консолидированного бюджета в 2011г. составит Br1,95 трлн., или 0,7% ВВП.

Крест на льготной приватизации

Определен список из 54 госпредприятий, на которых запрещена льготная приватизация и которые планируется преобразовать в ОАО до конца 2013г. Их перечень содержится в указе N7.

Под действие указа попали экономически значимые объекты республиканской собственности, а также те, кому оказывается финансовая господдержка. Эти меры должны предотвратить рассредоточение акций ОАО среди миноритарных акционеров и привлечь инвестиции в создаваемые ОАО. В официальном пресс-релизе говорится о сохранении на первоначальном этапе в собственности Беларуси 100% акций отдельных создаваемых ОАО, что «позволит в дальнейшем осуществлять продажу таких акций на аукционах (конкурсах) в целях привлечения крупных инвестиций в эти акционерные общества, вхождения белорусских предприятий в корпоративные структуры».

При этом в соответствии с действующим законодательством члены трудового коллектива акционируемого госпредприятия могут выкупить на льготных условиях (на 20% дешевле номинала) до 50% акций создаваемого акционерного общества. Между тем в отношении ряда стратегических предприятий («Белтрансгаз», «Беларуськалий» и т.д.) принимались меры, направленные на сохранение в собственности государства на первоначальном этапе 100% собственности в ОАО.

Добавить комментарий
Проверочный код