Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (824) 19 декабря 2011 г. События. Оценки

Забурлило

19.12.2011
«Беларусьфильм» попал в зону «дигитализации, демократизации и сетевых моделей распространения контента»
15 декабря, накануне Дня белорусского кино, на специально организованной по этому поводу пресс-конференции ответственные за подъем отечественного кинематографа лица вновь подтвердили: президентский указ «О мерах по господдержке и стимулированию развития кинематографии» запускает белорусское кино в Беларуси в правильном направлении.
Максим ИВАЩЕНКО



«НАШ ВИТЯЗЬ И ЛОКОМОТИВ»

Замначальника управления киновидеоискусства Департамента по кинематографии Минкульта Алексей Безуглый с ходу определил президентский указ «О мерах по господдержке и стимулированию развития кинематографии» как «своеобразный подарок главы государства» деятелям киноиндустрии к профессиональному празднику. «Эпохальный» статус указа подтверждают впервые изложенные на гербовой бумаге «новые подходы как к развитию фильмопроизводства, так и к продвижению фильмов к зрителю» - дело только «за детализацией» правительством и Минкультом отдельных позиций документа.

Присутствующий на пресс-конференции гендиректор «Беларусьфильма» Олег Сильванович, нетерпеливо ожидая своей очереди, несколько раз поймал выступающего на грубых ошибках: «Не «полностью поддерживать», а все-таки «до 100%» - в указе так. […]Я снова хочу вас поправить: льготные кредиты не «будут предоставляться», а их «можно будет взять». Это разные вещи: «будут предоставляться» - это обязаловка, а «можно будет взять» - это чья-то инициатива. Надо это понимать» . Безуглый вздохнул и продолжил расписывать радужные перспективы указа как для всего кинематографа, так и для «нашего локомотива» - «Беларусьфильма». Сильванович снова перебил представителя Минкульта и с юмором предложил именовать «Беларусьфильм» не только «нашим локомотивом» , но и «нашим витязем - с учетом того что скоро матч между «Локомотивом» и «Витязем» . «Одним словом, нашему гиганту и, слава богу, пока еще монополисту» , - завершил свое выступление Безуглый и передал эстафету давно уже рвущемуся в бой директору «Беларусьфильма».

«ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ АВТОЛАВКА?»

Сильванович сразу же заявил, что указ - это «революция сверху» , что у него «только на электронной почте лежит 268 синопсисов и сценариев» , в качестве потенциальных сценариев на киностудию исправно поступают «книги белорусских писателей с дарственной надписью, которые тоже надо прочитать» , но госсредств, к сожалению, реально хватит «на 10-15 проектов» игрового кино - с «даже не 70-процентным, а где-то с 40-50-процентным госфинансированием» .

Бегло перечисляя основные наименования отчетной ведомости «Беларусьфильма» по выдаче «чисто европейских проектов» свежей кино- и телепродукции, гендиректор, увлекшись, в какой-то момент дрожащим голосом вдруг взялся описывать проблемы работы автолавки: «Вы знаете, что такое автолавка? Вы знаете, что сегодня существуют деревни, в которых могут жить всего лишь два человека? И они живут только за счет того, что два раза в неделю к ним приезжает автолавка! Эти два человека даже теоретически могут даже не общаться друг с другом. Какая социальная задача выполняется Белкоопсоюзом!»

«ХОМЯЧКИ НА БОЛОТЕ»

Баллада об автолавке, как выяснилось позднее, была всего лишь «отходом в сторону» от представления «художественной сущности» кинокартины Сергея Дудина «На перепутье». Фильм уже вышел в прокат и категорически опровергает «не совсем точную информацию» злопыхателей, будто «Беларусьфильм» снимает «только о войне» . Вопрос о приобретении социального шедевра «На перепутье», по словам Сильвановича, «уже рассматривавает Константин Эрнст [гендиректор российского Первого канала. - «БелГазета»]» .

Глубже погружаться в сюжеты готовящихся белорусских премьер Сильванович не рискнул в связи с угрозой «нахождения в конкурентном поле» , где, как известно, царствуют «дигитализация, демократизация и сетевые модели распространения контента» .

При всей отдаче непосредственно кинопроцессу «Беларусьфильм», по словам Сильвановича, готов выступить еще и в роли «хомячков на болоте» , накопив для возможных партнеров в своем арсенале аутентичный немецкий танк Т 3, 200 единиц оружия, 90 тыс. единиц обмундирования плюс инвентарь «из запасников Несвижского замка Радзивиллов» .

Президентский же указ для руководства киностудии - «повод крутиться, перестраивать экосистему и бурлить» . «Мы бурлим» , - отрапортовал Сильванович.

Также приглашенные на пресс-конференцию замгендиректора «Беларусьфильма» по производству и планированию Иван Колб, ведущий редактор студии документального кино «Летопись» Ирина Демьянова, директор студии анимационных фильмов Сергей Сычев едва успели вставить по паре слов, как неутомимый директор предложил им «передохнуть, попить пока водички» и снова взял весь огонь на себя.

«СПИРАЛИ И РИФМЫ - СИНХРОННЫ»

Сильванович рассказывал о «притяжении гигантских полей» , где Беларусь - «как коридор между Европой и Россией» ; о том, как важно сохранить «белорусскость» продукции «Беларусьфильма» и как легко «жажда наживы убивает художественную культуру» .

Ближе к началу второго часа пресс-конференции монолог директора киностудии свернул к примерам «нравственной силы» героя, успешно запечатленной не без участия «Беларусьфильма». Между делом был анонсирован «пятый проект, который мы завершили» - 4-серийный телефильм «Талаш» по Якубу Коласу. Кинолента снята на белорусском языке и должна придать новый импульс белорусско-польским отношениям: «Фильм достаточно сложный, в нем, как вы понимаете, история противостояния между Польшей и белорусами… С моей точки зрения, фильм вызовет ряд напряженных моментов между странами, о которых в этой картине идет речь. С другой стороны, так было - это правда, и мы не боимся ее показать» .

Потом речь зашла о том, сколько пиратских дисков с белорусским документальным контентом удалось приобрести в коллекцию «Беларусьфильма» бдительным сотрудникам киностудии. Далее свежий поворот пресс-конференции придала идея Сильвановича вдруг пересчитать директоров «Беларусьфильма»: с 1944г. он оказался 22-м по счету. Занимательная статистика на этом не закончилась: «самым долгоиграющим директором» был назван Евгений Войтович (7 лет на посту), а так и не названный по имени «самый краткий человек» задержался в директорском кресле на 1,5 месяца - Сильванович «не знает, что с ним случилось, не все можно понять» .

«Мы сегодня видим, что спирали и рифмы - абсолютно синхронны. Вспомните 30-е гг., когда пошли гигантские проблемы с белорусскими писателями, дошло до каких-то ссылок и разоблачений. А все началось с кино, между прочим. И сегодня тоже начинается с кино. Поэтому я белорусским писателям говорю: «Ребята, ведите себя смирно» , - на прощание огорошил мастер веселых парадоксов представителей СМИ «забавной исторической параллелью» .

«КОНЧИЛСЯ МУХОСРАНСКИЙ ТЕМАТИЗМ»

Любезно согласившись ответить на вопрос корреспондента «БелГазеты» о тайной причине своего постоянно приподнятого настроения, Олег Сильванович посчитал необходимым откликнуться также и на публикации предыдущего номера газеты, посвященного президентскому указу о реформе господдержки кинематографа и судьбе «Беларусьфильма».

«БелГазета»? Да, мы знаем, мы читали ваш материал… Хороший вопрос, спасибо - вот это принцип работы журналистов «БелГазеты». Для людей, для которых стакан наполовину пуст (это принцип вашей газеты), я отвечаю: хорошее настроение у меня потому, что я верю в белорусское кино. Хорошее настроение у меня потому, что я умный, много читаю, много знаю и много смотрю, в отличие от журналистов «БелГазеты». В отличие от вас я очень внимательно отношусь к кинематографу вообще. И… я с удовольствием читаю критические материалы «БелГазеты».

Почему? Потому что при всем при этом у вас достаточно смелости, чтобы вступать в споры и предъявлять аругументы. У вас есть аргументация, поэтому я отношусь к вашим материалам уважительно, вы - единственное издание, которое опубликовало гигантскую подборку, посвященную кинематографии. У вас хороший материал опубликован Андреем Курейчиком. Он не во всем точен, но он достаточно яркий.

Теперь по поводу того, почему мне весело… Во-первых, мне весело потому, что перспективы у «Беларусьфильма» хорошие. Когда придут такие молодые львы, как вы, такие акулы пера - в хорошем смысле, я сейчас без подколов говорю, - [спадет] вот эта пелена молчания… Мне очень не нравилась ситуация в белорусском кинематографе, когда лакировалась гангренка: попшикали, запаха нет - приемлемо. А у нас, ребята, рушится все. Рушится то, чему я должен - у меня большой долг перед деятелями белорусского кинематографа: я с большинством из них был знаком, с некоторыми был дружен… Они все ушли, и я понимаю: сегодня моя очередь. Мне нужно сегодня додержать, дотянуть, привести новое поколение, связать порванную связь времен, предложить новые модели кинопроизводства, интегрировать их в наше кинопроизводство, поменять систему управления, провести кадровые замены на киностудии.

Поэтому я рад тому, что серьезно отнеслись к белорусскому кинематографу. Два года ждать перемен, а потом наконец получить законодательную базу, по которой ты можешь нормально действовать, - это говорит о том, что у тебя есть надежда изменить ситуацию, перспективы. Жить в ожидании нельзя - вы сами прекрасно понимаете, что это грех, это не жизнь.

Поэтому я лично связываю свой оптимизм с тем, что отрасль поменяется. Могу сказать вам, что за эти пять месяцев, которые прошли с момента моего назначения, я вижу, что киностудия становится немножко другой: приходят другие люди, приходят другие идеи, молодежь приходит. Мы совершенно не закрываем спектр выбора литературной основы для дебюта: мне приносят Кафку, мне приносят Джойса, мне приносят «Комнату» Сартра - мне приносят все что угодно. И я наконец-то понимаю, что кончился этот местечковый мухосранский, мелкий тематизм - приходит другая эпоха. И конечно, находиться на стыке эпох - это же здорово, почему бы мне не радоваться? Появляется литература, появляется гигантский интерес у вас: я смотрю, как вы кусаетесь, - это же удовольствие! Я вас тоже немножко укусил - вы, конечно, укусите больнее.

Спасибо, что вы неравнодушны. Единственное, что, конечно, «бабло за кяно» - это неинтеллигентно. Я думаю, что это не вы, конечно, сделали, но… это неинтеллигентно. А по материалам, конечно, текстуарно - материалы сильные. Поэтому мне интересно их читать.

* ответ гендиректора на вопрос «БелГазеты» публикуется с сокращениями
Добавить комментарий
Проверочный код