Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (824) 19 декабря 2011 г. Радости жизни

«Я часто вижу в туалетных корзинах мелкие белорусские купюры»

19.12.2011
 
Откликнувшись на просьбу «БелГазеты», один из ветеранов «Беларусьфильма», даже не настаивая на анонимности, с большой охотой пожелал рассказать, почему он уже давно не дорожит своим рабочим местом. Однако редакция, опасаясь возможного жестокого служебного преследования своего собеседника, все же приняла решение опубликовать текст интервью без указания его имени.


- Какие надежды связывались у вас с новым директором?

- Да никаких.

- Ну как же «никаких»? Так не бывает…

- Почему же, бывает. Есть определенная система отношений или порядка кинопроизводства - и эта система здесь отсутствует. Это то же самое, как на Минском море организовать секцию серфинга - вам будет важен тренер? И здесь то же самое. Денег больше на кино Олег Сильванович достать не может (их просто уже нет), Феллини, условно говоря, у нас тоже нет - чего же тут, собственно, ожидать?

- А вам уже доводилось встречаться с Сильвановичем на работе в более или менее неформальной обстановке?

- Да. Не любит, когда в коридоре курят - при прежнем директоре в коридорах курили свободно. А этот ходит и повторяет: «Нельзя курить в коридоре, можно только в строго ограниченных местах» .Курят потому, что привыкли за 50 лет работы: идет человек по коридору и курит… Сама обстановка к этому располагает, киностудия - это все-таки какое-то особое место.

Ну, тут и пили раньше - сейчас не пьют. Повального пьянства не было - просто выпивали тогда больше. А лет 10 назад условия чуть-чуть изменились, пьющих людей на киностудии стало гораздо меньше.

Но Сильванович все-таки человек более продвинутый в плане творчества, чем предыдущий директор киностудии. Он менее идеологизирован, чем Заметалин - тот был человек больше политического направления. Хотя о какой политике может идти речь в кино, которое нигде не показывается?

У кино в государстве возможны три функции: экономическая, идеологическая и работающая на престиж государства. Все эти функции можно и совмещать, и культивировать по одной - не страшно. Но если спросить нашего чиновника от кино, каковы функции белорусского кино, боюсь, он бы даже не понял вопроса. При предыдущем директоре (которому все, конечно, крайне благодарны за подъем зарплаты) это доходило до жутко забавного: было решение создать комиссию по подготовке фильма на выдвижение на премию «Оскар». С Сильвановичем, надеюсь, такого не будет, но уж обещаний точно прозвучит масса. Будет обещать, что кино поднимется. Ну а что ему еще делать, как не обещать?

- Сильванович утверждает, что у него на электронной почте лежит 268 непрочитанных сценариев. И в качестве сценариев ему приносят не «мухосранскую местечковую ерунду», а «Кафку, Джойса и Сартра»… Студия действительно переполнена высококлассными сценариями?

- Возрождать национальное кино надо не с Кафки, а с Короткевича и Быкова. И я не верю, что Сильвановичу шлют хорошие сценарии и что они вообще есть. По одной простой причине - сценарии здесь оплачиваются так низко, что хорошие авторы на киностудию свои работы не понесут или понесут в самую последнюю очередь. На киностудии все строится на очень низком уровне материальной заинтересованности. Режиссер получает здесь Br2-3 млн., т.е. $200-250.

- Это в период простоя?

- Нет, это в период работы. И со сценариями на «Беларусьфильм» поэтому могут прийти только начинающие, либо это что-то такое плохое, что не взяли больше нигде.

- А много на «Беларусьфильме» подвижников, готовых работать только ради искусства?

- Я таких не видел.

- Идет ли сейчас кадровая чистка штата?

- Сейчас идет вроде бы какое-то сокращение. Оно не касается съемочных групп, но там уже и чистить особо некого: режиссеры, операторы и звукооператоры - это штучные люди, которых у нас и так мало.

- После принятия президентского указа говорят о том, что киностудия должна стать на западный путь - заниматься не столько производством, сколько предоставлением услуг по киносъемке, сдачей в аренду павильонов, техники… Приемлем ли такой путь для «Беларусьфильма»?

- Об этом легко можно судить, если представить, как человек, который приехал по какому-то делу на «Беларусьфильм», зайдет в наш туалет. Хотя я бы не рекомендовал…

- Там нет туалетной бумаги?

- Бумага? Там ее никогда не бывает. У нас с собой в туалет носят газеты и шелестят потом ими в кабинках. Я часто вижу в туалетных корзинах (тяжело этого не заметить) мелкие белорусские купюры - когда газеты нет, то и они идут в ход.

- Неужели в туалетах главной «фабрики грез» страны так неуютно?

- Это если мягко сказать. Там давно уже не делался ремонт, а в коридорах паркет с такими выбоинами, что по незнанию легко можно вывихнуть ногу.

- С трудом представляется, как такой интеллигентный человек, как Сильванович, нередко появляющийся на публике при бабочке, ходит в ваши туалеты… Может, у него есть спецтуалет?

- Да нет, наверное, пользуется чем бог послал. Этот разговор о туалетах «Беларусьфильма» ведется уже давно. Я прекрасно помню, как 10 лет назад новый замдиректора клятвенно обещал, что именно с ремонта туалетов он начнет свою работу. Но уж и он не замдиректора, и три директора уже сменилось, а дело не движется.

- С общим уровнем инвентарно-технической базы киностудии все так же плохо? Начиная от компьютеров сотрудников и заканчивая техникой Dolby, которая сдается в аренду?

- Говорят, что не очень. Наверное, это не касается только производственного комплекса «Тонстудия» - вот там все более или менее упакованы. Поэтому «Тонстудия» даже архитектурно существует автономно от киностудии: двери туда закодированы и вход разрешен далеко не каждому.

Проблема только в том, что на этой технике должны работать обученные люди - и здесь все снова упирается в оплату труда. Представьте себе профессию механика синхронной камеры - это штучная специальность. В ноябре его зарплата была порядка Br800 тыс. Горят ли они там энтузиазмом? Маловероятно.

- А как продвигается широко анонсированный проект реконструкции «Беларусьфильма» с привлечением иностранного инвестора?

- Один этап реконструкции уже четыре года стоит во дворе киностудии - так называемая «новая киностудия»: два пролета из свай-перекрытий многоэтажного, по всей видимости, здания и огромный котлован, в который уже давно пора запускать рыбу и хоть как-то его использовать. Весь литовский проект Заметалина давно уже рухнул, и будет ли это возобновлено - трудно говорить. Пока это абсолютно мертвая зона.

Изуродован пейзаж внутреннего пространства киностудии, стоит постоянная грязь - но не это самое главное. Котлован вокруг себя распространяет такое уныние и отчаяние, что население киностудии только от одного этого котлована должно пребывать в постоянно угнетенном состоянии. Капитальный ремонт старого здания киностудии - это отдельная история, которая уже длится, наверное, полгода. Они перегородили длинные коридоры перегородками, а за перегородками - тишина.

- Популярны ли среди сотрудников киностудии какие-либо игры - например, в отсутствие работы? Кроссворды, лапта, прятки, пасьянсы, шахматы…

- Последние годы не замечал… Как это ни поразительно, но вы сейчас говорите, может быть, о дико важных вещах. Творческие группы, которые непосредственно делают кино, сейчас либо заняты работой, либо их на киностудии вообще нет. Это печально - раньше на киностудии люди сидели целый день, это было место, которое любили. В 1980-х гг. людям, которые делали кино, на студии было лучше, чем дома или где-то еще. Сейчас работа закончилась - все уходят, не задерживаются в этих стенах. И общения, которое было раньше, уже нет. А когда-то даже любительские турниры на киностудии проводились - по шахматам, шашкам… Сейчас даже близко такого нет…
Добавить комментарий
Проверочный код