Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (824) 19 декабря 2011 г. Экономика

Взять без спроса

19.12.2011
Государство не может избавиться от активов
Приватизация - самый противоречивый процесс белорусской экономической политики: хочется получить миллиарды долларов от продажи госимущества и одновременно сохранить контроль над частными предприятиями. Хочется провести модернизацию, но не хочется продавать контрольные пакеты.
Ярослав РОМАНЧУК



Чиновники всех уровней с горящими глазами смотрят на приватизацию, но хотят ее провести так, чтобы и на всю жизнь осталось, и срок тюремный на маячил, и ненужные конкуренты были устранены. Задача, даже в условиях белорусской закрытости информации, сложная. Поэтому за 11 месяцев 2011г. из 180 запланированных для продажи ОАО (21,1%) реализовано только 38 на сумму Br170 млрд. Власти планировали получить от приватизации Br1,3 трлн. Получается, что средняя цена проданных предприятий составила примерно $550 за штуку.

Правительство придумало методики псевдорыночной оценки стоимости имущества и активов, выставило целый ряд условий для покупателей, не подумало о продаже земли и особо не утруждало себя распространением информации о приватизации. Результат - слабый интерес инвесторов при очевидной деградации выставленных на продажу активов. Ситуация усугубляется тем, что власти не считают необходимым что-либо менять. «Общая стратегия приватизации в Беларуси не меняется: процесс и далее будет носить открытый, прозрачный и плановый характер, но с возможностью индивидуальных подходов к инвесторам», - заявил зампред Госкомитета по имуществу Сергей Пятков.

ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ

Темпы белорусской приватизации гораздо ниже скорости деградации госимущества. В приватизационный план на 2011-13гг. включено 240 объектов: 180 - на 2011г., 44 - на 2012г., 16 - на 2013г. Выручка половины ОАО в этом списке не превышает $3,5 млн., по состоянию на начало т.г. 23 предприятия убыточны. Чистые активы половины ОАО, выставленных на продажу, не превышали $2 млн., у остальных рентабельность не превышает 1,2%. И все это еще до кризиса-2011, последствия которого пошатнут куда более сильные предприятия.

Например, в список на приватизацию в 2011г. было включено 40 компаний из епархии Минархитектуры и строительства. В следующем году, когда бюджетная поддержка строительства будет существенно меньше, а также улучшатся условия работы на российском рынке, эту отрасль ждет глубокий структурный кризис. С высокой долей вероятности можно утверждать: продаваемые строительные организации не будут представлять большого интереса для инвесторов, особенно если их продавать с длинным списком условий (сохранение рабочих мест, обязательный объем вложенных ресурсов, сохранение старого производства и т.д.). То же касается 77 предприятий, находящихся в ведении Минтранспорта и коммуникаций.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ».Основными покупателями госимущества стали местные инвесторы. В приватизации-2011 участвовало 6 инвесторов из России, других иностранцев не было. На торгах продано 13 неконтрольных пакетов акций, с торгов снято около 20 ОАО (в основном для переоценки).

ПО НОМЕНКЛАТУРНЫМ ПОНЯТИЯМ

На приватизацию в белорусских условиях пошли очень смелые инвесторы. Очевидно, они особым образом связаны с органами власти и верят, что станут полноценными собственниками предприятий. При отсутствии качественного законодательства о защите миноритарных акционеров расчет может быть исключительно на административный ресурс. Причем речь идет о тесных связях с местными органами власти.

В этом плане беспрецедентная мера - снятие с торгов по предложению председателя Гродненского облисполкома акций ОАО «Лидские пищевые концентраты». В 2011г. Госкомитет по имуществу отказался от проведения конкурсов по продаже ОАО «АТЭК-Могилев», «БелГрузМагистраль», «Алеся», «Ковры Бреста», «Оргпищепром», «Пищевой комбинат «Веселово»; аукционов по продаже акций ОАО «Завод сборного железобетона N3» в Витебске, «Минскпроектмебель», МИСОМ ОП, «Молодечнолес», «Могилевлес», «Опытно-экспериментальный завод технологического оборудования», «Брестреставрация», «Проектреставрация», «Керамика», «Лепельский ремонтно-механический завод», «Коралл», «Могилевгазстрой», «Пуховичский опытно-экспериментальный завод» и «Технолит Полоцк». Не нашли покупателей многие другие госактивы.

Малую приватизацию в Беларуси контролируют местные органы власти. За право собственности они борются с отраслевыми министерствами и директоратом. Крупные заводы находятся под особым контролем республиканского руководства: их приватизация проходила и будет проходить в особом режиме, параметры которого согласовываются непосредственно с президентом. Поскольку серьезные иностранные инвесторы заинтересованы в первую очередь в крупных предприятиях, то им нет смысла внимательно изучать закон о приватизации и другие нормативные акты, которые конкретизируют условия продажи госимущества. Главный фактор успешной приватизационной сделки - сопровождение человека/структуры, которые имеют возможность доложить ситуацию и представить приватизационную оферту главе государства.

Есть еще одна приватизационная схема, которая начала реализовываться в 2011г. Речь идет о передаче на баланс избранного предприятия активов других гособъектов. Укрупнение и консолидация производственного капитала идет по плану укрепления национальных протоолигархов. Пример - формирование холдинга «Автокомпоненты» (указ президента N388 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдинга «Автокомпоненты»). В результате БАТЭ, который получил имущество 12 ОАО, увеличил свои чистые активы более чем в 5 раз - до Br676 млрд.

Невозможно эффективно управлять такими разношерстными предприятиями, как «Белкард», Борисовский «Автогидроусилитель», «Радиоволна», «Экран», «Радиотехника» и Жодинский опытно-экспериментальный механический завод «Ремиз». С одной стороны, речь идет о консолидации активов для поддержки «материнской» компании БАТЭ, с другой - о предпродажной подготовке остальных заводов. В этом случае процедура продажи будет существенно упрощена. Внутри холдинга находится «свой человек». Его интересы, безусловно, учтены. Именно он будет главным оператором по продаже активов в данном конкретном сегменте рынка.

Есть еще одна интересная схема консолидации активов на рынке. Могилевская компания «Серволюкс-Агро» консолидирует активы в секторе производства мяса птицы. Поглощение Смолевичской птицефабрики превращает компанию могилевского бизнесмена Евгения Баскина в серьезного «бройлерного барона». После открытия производства под Смоленском этот холдинг станет крупным игроком на рынке ЕЭП. Нет сомнений, что под него белорусские власти готовы будут подтянуть другие активы, чтобы создать бройлерную точку роста.

Аналогичная ситуация сложилась в молочной отрасли, где также наверняка будет проходить консолидация активов. В молочном секторе тоже есть свои «смотрящие» - не Госкомитет по имуществу, не Совмин, а именно они будут основными людьми для согласования приватизационных сделок с самым высоким руководством страны. Для одних приватизация в стране идет ни шатко ни валко. Именно такой ритм выгоден тем белорусским миллионерам, которые активно занимаются консолидацией госактивов и их предпродажной подготовкой.
Добавить комментарий
Проверочный код