Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (824) 19 декабря 2011 г. Автостоп

Автовуду в Беларуси

19.12.2011
 
Помните ли вы о черных колдунах вуду, втыкающих иголки в кукол, похожих на недруга? Считается, что если воткнуть иглу в определенное место куклы, то в этом же месте заболит у ее прототипа - живого человека.


В последнее время все чаще возникает чувство, будто бы куклу вуду сделали похожей на белорусский авторынок - слишком уж часто и сильно болит у реальных игроков автобизнеса.

Планируя работу в 2011г., автоцентры ожидали переломной даты - 1 июля 2011г., когда, в соответствии с договоренностями субъектов Таможенного союза, в Беларуси должны были уравняться таможенные пошлины для физ- и юрлиц. Помните, что юрлица Беларуси работали по этим пошлинам с 1 января 2010г., полтора года ожидая равных условий для всех участников авторынка, причем было все равно, как изменятся пошлины, лишь бы они стали одинаковыми?

На деле же каждые 2-3 месяца этого года рынок трясло. В марте иголку вуду воткнули в распределение валютных потоков в стране. Из обменных пунктов пропала валюта, на черном рынке появились валютчики, а стабильный до недавнего времени белорусский рубль начал падать. Валютно-фондовая биржа для негосударственных предприятий закрылась, расплатиться с заводами-изготовителями за поставленные автомобили и запчасти стало нечем, продажи практически остановились.

После первой девальвации рубля в мае автодилеры начали пересматривать заключенные с клиентами договоры на поставку автомобилей, что вызвало бурю недовольства - мучительные переговоры практически по каждому случаю и даже судебные иски…

Затем возникла множественность курсов: курс Нацбанка, курс сделок на валютно-фондовой бирже, наличный курс на черном рынке. Неразбериха длилась до сентября на фоне еженедельного повышения розничных цен на всё.

Негативным фактором для авторынка стал и неуклонный рост ставки рефинансирования Нацбанка, влияющий на процентные ставки по кредитам для населения, в т.ч. на покупку автомобилей.

Вторая девальвация рубля вернула валюту в обменные пункты, на финансовом рынке ситуация стабилизировалась. Но автомобильный продолжало трясти. Неуклонный рост ставки рефинансирования Нацбанка, достигший к настоящему моменту 45%, фактически закрыл кредитные программы в автоцентрах. Количество белорусских покупателей в автоцентрах сократилось, вместо них пришли россияне. Летом, когда существовала разница курсов, это было выгодно: таможенные платежи и акцизы россияне оплачивали по курсу Нацбанка, а рубли меняли на черном рынке. Кроме того, согласно указу N546, НДС в нашей стране на новые автомобили начисляется по нулевой ставке, в то время как в России он составляет 18% и начисляется на полную стоимость автомобиля. Экономия очевидна. Вот только наши автодилеры не заинтересованы в российских покупателях, которые платят всего один раз - при покупке автомобиля, а обслуживанием его занимаются уже дома.

А черный колдун уже достал новую, самую толстую иголку: поползли слухи о возможном внесении изменений в указ N546, подтвердившиеся в первой половине декабря. Отвечая на запрос автомобильной ассоциации «БАА», МНС подтвердил: Минфин подготовил изменения, включающие отмену льготного начисления НДС для юрлиц, изменение порядка определения налоговой базы НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения. В соответствии с новым порядком НДС планируется взимать с полной стоимости проданных автомобилей.

По сообщению МНС, изменения планируются с 1 января 2012г. Прежний порядок начисления НДС по льготной ставке сохраняется для автомобилей, приобретенных юрлицами или частными предпринимателями у физлиц, чтобы сохранить систему trade-in , только начавшую работать в Беларуси.

Иных официальных новостей на тему изменения налоговой базы нет. А до озвученной даты, которая может стать переломной для всего авторынка страны, 1 января, осталось меньше двух недель. Интересно, сколько еще осталось иголок у черного колдуна вуду?

Сергей Самойло,гендиректор холдинга «Атлант-М» в Беларуси
Добавить комментарий
Проверочный код