Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (824) 19 декабря 2011 г. Автостоп

«Говорить, что бензин подорожал, некорректно»

19.12.2011
 
Уходящий год надолго запомнится автомобилистам страны километровыми очередями на АЗС перед очередным подорожанием топлива (11 раз за год). Более всего в осадок выпала многочисленная армия поклонников дизельных двигателей - стоимость литра солярки (Br6300) теперь дороже литра А-95 (Br6100). Недовольство происходящим вылилось в организованную 7 июня участниками акции «Стоп-бензин» пробку на пр. Независимости в столице, образовавшуюся стараниями информационно-просветительского учреждения «За авто». Сотни автомобилистов задорно давили на клаксоны и разбрасывали мелкие купюры, протестуя против очередного удорожания топлива. Акция не прошла бесследно. На следующий же день в ходе совещания по экономическим вопросам глава государства приказал отмотать цены назад: «Давайте договоримся, что топливо с завтрашнего утра будет не Br5200, не Br5100, а максимум Br4500. Поэтому можете идти и объявить всем: 4500 - это максимум» . Вдохновленные, участники акции «Стоп-бензин» поверили было в свои силы, однако сотрудники ГАИ из столпотворения на центральных улицах Минска 7 июня сделали надлежащие выводы. Накануне всех последующих акций они профессионально перекрывали городские артерии, препятствуя проезду не только неравнодушных водителей, но и тех, кого проблемы с топливом не волновали. Почему на акции «Стоп-бензин» больше никто не собирается, по кому больнее всего ударил рост цен на топливо и не пора ли прекратить стимулировать стремление граждан стать автомобилистами - на эти вопросы «Автостоп» предложил ответить одному из руководителей некоммерческой организации «За авто» Владиславу БЕНЬКО и замредактору газеты «Автобизнес» Сергею МИХАЙЛОВУ.
Елена АНКУДО



- Цена литра автотоплива в 2011г. в стране повышалась 11 раз. Не много ли?

Владислав Бенько: - Эту ситуацию автолюбители, с которыми я ее обсуждаю, оценивают только нецензурными словами. Как только появлялись слухи об очередном увеличении цен, я включал видеорегистратор, ехал мимо заправок, фиксировал километровые очереди и думал о новой акции «Стоп-бензин». Однако организаторы «За авто» мониторят сайты, на которых общаются автомобилисты, и убеждаются: сегодня на акцию никто не приедет. Народ смирился. Вот если бы цена топлива росла в соответствии с зарплатами, все было бы понятно, но я как получал в январе определенную сумму, так и получаю ее до сих пор. Надбавка в 15% несоразмерна с увеличением стоимости топлива на 300% - с Br2 тыс. до Br6 тыс.

В мае организаторы «Стоп-бензин» проанализировали формирование стоимости нефтепродуктов и вычислили примерный размер акцизов в готовом топливе на белорусских заправках - 72%. Это много! Государство вполне могло бы и поступиться доходами, сделав топливо более доступным. Ведь граждане, получившие возможность приобретать автомобили, сегодня не могут на них ездить. Мои соседи, зарабатывающие отнюдь не копейки, перестали пользоваться машиной - дорого! Они позволяют себе только к маме в деревню раз в неделю ездить - и всё.

Сергей Михайлов: - Хорошо, что цены на топливо росли 11 раз, а не один, но намного. И вообще, если товар импортный, за который расплачиваются валютой, при чем здесь белорусские рубли? Топливо нельзя назвать дорогим - по сравнению с январем 2011г. оно подешевело! К примеру, в январе бензин А-92 стоил Br2870 за литр, что составляло $0,94 при курсе доллара Br3050, нынешняя его цена - Br5700, или $0,67 при курсе доллара Br8,5 тыс. Результат - удешевление бензина А-92 на 29%.

Аналогично - по остальным видам топлива. Уменьшение разницы в стоимости бензина и дизеля, подешевевшего всего на 15%, можно было предсказать, зная соотношение цен на этот товар за границей. Поэтому говорить, что бензин подорожал, вне обсуждения темы девальвации рубля на 300% не совсем корректно. Да, мы обеднели, но не из-за роста стоимости топлива. Подорожание еды составило те же 300%.

Бенько: - На сумму, остающуюся в январе после выплат за квартиру, кредит и еду, я мог купить 200 л бензина. Сегодня - 70 л. А что делать учителям, врачам и другим людям с невысоким доходом - государство позволило им приобрести машины, а потом на все подняло цены?

Михайлов: - Те, кто понимал, что происходит, знали: низкие цены рано или поздно закончатся, просто не угадали, когда это произойдет. Потребительский бюджет всегда состоял из расходов на жилье, еду и одежду, машина - предмет роскоши, который позволяли себе люди с высоким доходом.

- И по ком же болезненнее всего ударил рост цен на топливо?

Бенько:
- По людям, которые зарабатывали среднестатистическую зарплату и ниже. Те, кто сегодня получает около $200 в рублях, сейчас делают выбор, скажем, в пользу покупки печенья ребенку, которое тот возьмет в школу, а не возможности поехать на работу на машине. Я тоже все чаще пользуюсь общественным транспортом.

Михайлов: - Рост цен ударил по людям, которые не привыкли или не умеют считать свои доходы и расходы, прогнозировать хотя бы на год развитие экономической ситуации в стране.

- Кстати, вы уверены, что именно бурная акция «Стоп-бензин» 7 июня вынудила президента отдать в те дни команду остановить рост цен?

Михайлов:
- На решение президента влияет только то, что ему докладывают. Но нам неизвестно, что именно ему доложили.

Бенько: - Отмена цен - заслуга людей, которые объединились.

Михайлов: - А я бы предположил и то, что лица, причастные к регулировке цен на нефтепродукты, посчитав соотношение рублевых цен и доллара, решили, что при тогдашней разнице курсов на официальном и черном рынках одномоментное повышение не на пользу обеим сторонам. Сегодня мы вернулись и к высоким ценам, и к тому самому черному курсу, легализованному в ходе очередной девальвации.

Бенько: - Нет, стоимость топлива всего лишь послужила толчком поговорить о низком уровне жизни в целом, можно даже сказать, что у акции был политический подтекст, не зря ее организаторы ощутили на себе пристальное внимание спецслужб. Но мы всегда стремились направлять энергию участников в экономическую область. Поначалу тренировались на заправках, потом, после участившихся подорожаний, решили привлечь более широкие круги общественности, выехав в город.

Михайлов: - Коль государство взяло не себя регулирование цен на топливо, всякое изменение в сторону ухудшения вполне очевидно вызывает недовольство. Возникновение движения закономерно: даже малейший намек на протест привлекает определенное количество радикальных элементов.

- Все последующие акции «Стоп-бензин» благополучно сдулись. Это спецслужбы хорошо поработали или желающих побухтеть не нашлось?

Бенько:
- Говорить, будто акции пошли на спад, некорректно. Да, участников практически не стало, и лишь единицы демонстрируют протест, однако происходит это по причине появления нового указа о проведении массовых мероприятий.

Михайлов: - Я бы очень удивился, начни акции набирать силу. Во-первых, массовые организованные движения никогда не были свойственны жителям Беларуси. У нас никто не договаривается и не объединяется - каждый сам по себе, интересуется лишь собственной жизнью. К росту стоимости топлива уже привыкли, шок от трехкратной девальвации, имеющей куда более серьезные последствия, прошел. Для успешных совместных действий необходимо пройти определенные стадии. Мы же начали с середины, это как строить дом без фундамента.

- Может, слить недовольных автомобилистов в единый поток не сумели организаторы?

Бенько:
- «За авто» здесь ни при чем - автомобилисты сами договариваются между собой. И потом, сколько в стране сотрудников МВД и сколько нас? Они берут не только численным превосходством и техникой, но и выстроенной оргструктурой, которая по приказу начинает работу до события. Накануне проведения акций от имени «За авто» на форумах начали появляться провокационные заявления, не имеющие к организаторам никакого отношения. Предполагаю, что таким образом представители силовых структур дестабилизировали обстановку.

Михайлов: - Ошибкой, на мой взгляд, было удаление акций от АЗС. Работа на заправках была бы гораздо эффективней, чем на проспекте. Блокировав дорогу, организаторы противопоставили себя не только госинститутам, но и обществу. Согласитесь, что люди, далекие от проблемы, дороговизны топлива, высказывали раздражение, поскольку их машины застряли в пробке. В то время как на заправке можно найти куда больше заинтересованных людей, расставание с деньгами - всегда маленький стресс, как бы человек ни был богат.

Функцию свою эти акции уже выполнили, картинку общественных настроений показали четко. Поэтому тему можно закрывать, резюмировав, что акции никому не нужны. Желающих ее организовать всегда хватает, в т.ч. среди людей в погонах, а вот смысла уже нет. Пока ситуация не развивается в сторону ухудшения, акций не будет.

Бенько: - Больше всего акции нужны сотрудникам МВД, желающим побольше людей нахапать. А люди боятся. Им сейчас подавай акции «Стоп-картошка», «Стоп-мясо» и т.д. Против подорожания ряда потребительских товаров и продуктов питания они вышли бы, а с топливом ситуацию уже не исправишь. Сколько бы мы ни пытались собрать информацию относительно калькуляции стоимости топлива, ничего не вышло - сведения будто бы под грифом «совершенно секретно» находятся.

- Не пора ли признать, что топливо средней ценой доллар за литр - нормально, и перестать возмущаться?

Бенько:
- Да я только за, пусть только правительство даст людям возможность заработать, ведь это основная функция государства. А то декреты и указы издаются, а частники закрываются. Где зарабатывать деньги на топливо, если зарплата иных работников составляет Br700 тыс.?

Михайлов: - К бензину все это не имеет никакого отношения.

Бенько: - А почему топливо имеет фиксированную цену, если в России мы покупаем бензин по одной цене, в Азербайджане - по другой?

Михайлов: - Потому что это маленькие ручейки одного потока. Мы не можем отрегулировать стоимость топлива в зависимости от того, из какой именно нефти оно изготовлено.

- Кстати, вы не заметили сокращения городского трафика по сравнению с периодом «дешевого» топлива?

Бенько:
- Раньше путь от дома до школы ребенка занимал у меня около 35 минут, сегодня - 20. Значит, машин стало меньше.

Михайлов: - Выводы можно делать и по количеству транспортных средств, припаркованных днем в спальных районах. Сегодня их стало гораздо больше.

- В Сингапуре, перед тем как сесть за руль, необходимо купить лицензию на право управления автомобилем сроком на 10 лет. Количество лицензий ограниченно, стоимость - около 60 тыс. сингапурских долларов (примерно $45,9 тыс.). Поскольку проезд по определенным дорогам и мостам платный, платежный терминал, установленный в автомобиле, списывает со вставленной в него карточки определенную сумму. Нет денег - возникает долг в десятикратном размере от суммы платежа за проезд. Не пора ли дать понять и нашим автомобилистам, в большинстве своем владельцам дешевых машин, что за удовольствие быть водителем надо платить?

Бенько:
- Предлагаете поделить всех на богатых и бедных? Но стоимость топлива бьет не только по владельцам автомобиля, но и по всем остальным потребителям, поскольку от него зависит стоимость всех товаров. Видимо, речь надо вести о дорожных сборах с автовладельцев - бесплатное не всегда хорошо. Почему, к примеру, в стране не развивается система видеорадаров? Потому что за них никто не платит, это просто невыгодно, перераспределения денежной массы, потраченной на радары, не происходит! Водители трассы Минск - Брест давно выучили расположение радаров и снижают скорость, только приближаясь к ним. В то время как во Франции фиксируют время проезда по платной трассе, вычисляя среднюю скорость автомобиля и штрафуя нарушителей.

Михайлов: - К уменьшению количества автомобилей и автомобилистов мы придем естественным путем, что было прогнозируемо еще несколько лет назад. Средний возраст машин в стране - 10 лет, стоимость основной массы невысока. Как только прекратится приток дешевых подержанных автомобилей, старые быстро выйдут из строя. То, что таможенные пошлины повысят, было известно еще два года назад, хотя в это никто и не верил. Полагаю, что наши граждане избалованы не дешевым топливом и машинами, а отсутствием ответственности за свои действия.
Добавить комментарий
Проверочный код