Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (822) 05 декабря 2011 г. Радости жизни

Немцы в городе

05.12.2011
В Минске снова покажут ретроспективу немецкого кино
Минск, в принципе, уже давно приучен у качественному немецкому кино. В том смысле, что у нас постоянно демонстрируют ретроспективы, например, Фассбиндера или Вернера Херцога, привозят выпускников немецких киношкол и актуальные новинки, даже проходил фестиваль нового немецкого кино, и не один.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



Но, собственно, если с современным кино и классикой дела обстояли неплохо, то начало XX в. было не очень широко презентовано минскому киноману. В этом плане немецкий кинематограф привлекал скорее деятелей актуальной культуры и музыкального андерграунда: несколько раз именно немецкие немые фильмы являлись отличным материалом для «озвучивания» их белорусскими мастерами трэш-саунда, прогрессивной электроники, психоделического джаза, атональной импровизации и прочих пугающих направлений звукового искусства.

Например, «Кабинет доктора Калигари» просто сокровище в этом смысле - кто его только не озвучивал! Или «Носферату», который вместе с «Калигари» считается прародителем всех фильмов ужасов и детективных картин. Немецкий экспрессионизм вообще был идеальным видеоматериалом для белорусских деятелей альтернативной сцены - в конце 2002г. огромный фестиваль, где все это крутили, проходил в кинотеатре «Победа» с полным аншлагом.

Тем не менее между немым кинематографом и классикой вроде Вендерса и Фассбиндера в немецком кино было еще несколько этапов - в частности, фильмы эпохи раннего звукового кино у нас почти что не демонстрировались, если не считать большой ретроспективы лент с участием Марлен Дитрих («Голубой Ангел» - картина 1930г. - один из первых звуковых фильмов, снятых в Германии). Собственно, теперь у минчан есть возможность приобщиться и к этому, достаточно туманному для всех, кроме фанатов прекрасной Марлен, периоду немецкого кинематографа, потому как с 12 по 14 декабря проект Cinemascope в кинотеатре «Победа» представит новую программу - «Тени звука», посвященную классике звукового кино и осуществленную при поддержке посольства Германии в Беларуси.

Минчанам покажут три киноленты, снятые в начале 1930-х гг. - в те времена, когда в Германии начинают появляться первые звуковые кинотеатры (уже в 1932г. в стране их было больше 3800). Каждый из этих фильмов по-своему культовый.

«М: город ищет убийцу» - работа самого знакового режиссера тех времен Фрица Ланга (создателя эпохального «Метрополиса»), по сути, детектив-нуар, в котором в Берлине разыскивают маньяка, методично приканчивающего маленьких девочек, причем разыскивают так настойчиво, что преступные синдикаты объединяются и тоже начинают разыскивать этого человека, чтобы как-то обеспечить себе более или менее спокойную жизнь среди постоянных облав и обысков. Это первый звуковой фильм Фрица Ланга, он вообще считается шедевром и классикой. Звук в нем уже существует как отдельный изобразительный механизм: например, один из персонажей фильма все время насвистывает мелодию из «Пер Гюнта», и это один из первых в истории кино примеров использования музыкальной темы, связанной с конкретным героем. Фильм снят на основе реальной истории маньяка из Дюссельдорфа, а в сценах суда, утверждал Ланг, снимали настоящих преступников.

«Вампир: сон Аллана Грея» (1932г.) Карла Теодора Дрейера во многом продолжает экспрессионистскую эстетику немого кино (к тому же он и задумывался как немой, а был озвучен позже, именно поэтому персонажи почти не разговаривают - к чему слова?). Собственно говоря, это классический фильм ужасов о человеке, который остановился в старинном замке и встречает там всевозможную жуть. Главное в фильме - прекрасная атмосфера идеального фильма ужасов: саспенс, тревога, паранойя, кошмар и сюрреализм. Некоторые зрители советуют внимательно следить за черными тенями на экране. Ну и музыка, конечно, играет тут не последнюю роль.

Что же касается «Трехгрошовой оперы» Георга Вильгельма Пабста, то это вообще классика, о которой нет смысла долго рассуждать. Здесь звук служит уже не для нагнетания атмосферы, а для отображения безумной карнавальной эстетики уличного кабаре 1930-х гг. Впрочем, фильм не очень понравился Бертольду Брехту и Курту Вайлю, создателям этого театрально-песенного мюзикла, гремевшего в конце 1920-х гг. по всей Европы, но все равно он прелестный. Просто это была одна из первых в мировой истории попыток экранизации театрального произведения - понятно же, что не все там должно идеально совпадать.

Можно считать, что один из главных героев всех трех кинолент - звук как абсолютно новая эстетика. Для киноманов, родившихся сто лет назад, эти работы были чем-то таким же революционным и невероятным, как первые 3D -кинопоказы для современных зрителей. Поэтому, разумеется, есть резон провести несколько декабрьских вечеров в кинотеатре «Победа» и попробовать приобщиться к этой звуковой революции бравого прошлого.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Программа «Тени звука» будет показана в кинотеатре «Победа» (Минск). 12 декабря, 19.00. «М: город ищет убийцу»; 13 декабря, 19.00. «Трехгрошовая опера»; 14 декабря, 19.00. «Вампир: сон Аллана Грея».
Добавить комментарий
Проверочный код