Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (822) 05 декабря 2011 г. Экономика

Отправить в корзину

05.12.2011
Потребители ищут пути экономии
Нынешний год стал особенным для белорусов по многим показателям, особенно по социально-экономическим. Если до 2011г. изменение уровня доходов населения имело положительную динамику, то теперь, согласно анализу данных Национального статистического комитета РБ, реальные доходы белорусов, пусть и незначительно, стали снижаться.


Это напрямую отражается на изменении потребительского поведения населения. Стремительно растущие цены на продукты питания и товары первой необходимости (основные наполнители потребительской корзины) - тема, наиболее часто обсуждаемая в среде потребителей; соответственно, вопрос «Что и как потреблять?» - на данный момент самый актуальный. Недаром Институт социологии НАН Беларуси провел исследование по изучению и анализу цен на потребительские товары в сетевых продовольственных магазинах столицы. Его цель - определить текущую (реальную) ежемесячную стоимость потребительской корзины для семьи из четырех человек.

В потребительскую корзину входит наиболее сбалансированный набор товаров и услуг, способный удовлетворить функциональные потребности человека в конкретных условиях. В Беларуси состав минимальной потребительской корзины пересматривается статистическими органами не реже чем раз в пять лет - обычно он меняется, когда в стране растет уровень жизни, что, соответственно, расширяет перечень доступных для населения товаров и услуг. Экспериментальным путем вычислено: на данный момент в продуктовую корзину белоруса входит ассортимент из 43 наименований. Но, помимо продовольствия, у населения активным спросом пользуются хозяйственно-бытовые товары и товары личной гигиены.

Если содержание потребительской корзины - величина относительно постоянная, то минимальные потребительские бюджеты ежеквартально утверждаются постановлением Минтруда и соцзащиты - в ценах последнего месяца квартала для восьми социально-демографических групп населения. В период с 1 ноября 2011г. по 31 января 2012г. утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов: семья из четырех человек - Br886,45 тыс.; молодая семья с одним ребенком - Br909,92 тыс.; трудоспособное население - Br1,102 млн. и т.д.

Но необходимо учитывать, что минимальный прожиточный бюджет - это скорее социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, чем собственно бюджет, способный обеспечить рациональный уровень потребления. Поэтому выяснить, во сколько белорусам реально обходится потребительская корзина, можно только путем практического изучения. Этому и было посвящено ноябрьское исследование Института социологии НАН.

«ЭКОНОМИЯ СОСТАВИЛА BR646,57 ТЫС.»

Для выборки продуктов питания, цены на которые сравнивались специалистами, был взят состав потребительской корзины для семьи из четырех человек. В ней представлены наборы продуктов питания в расчете на годовое потребление семьи. С учетом того что в покупательских тележках без спиртного не обходится, социологи включили в исследование и цены на алкогольную продукцию. При этом - в целях соблюдения правил честной игры - в расчет бралась исключительно базовая стоимость товаров, не рассматривались товары на скидках и акциях.

Как отметил директор Института социологии Игорь Котляров, «мониторинг цен осуществлялся по восьми столичным сетевым магазинам - «Алми», «BIGZZ», «Вестер», «Гиппо», «Евроопт», «ProStorе», «Рублевский», «Соседи». И ценовые замеры показали, что на товары из продовольственной группы цены в сети магазинов «Евроопт» гораздо ниже, чем в других обследованных магазинах».

Общие выводы исследования были построены на конкретных цифрах. «Текущие расходы семьи из четырех человек на представленную продуктовую потребительскую корзину (в месяц) в магазинах сети «Евроопт» составили Br2,461 млн., в других сетях - Br3,108 млн. Экономия составила Br646,57 тыс. Получается, что средняя стоимость продуктовой потребительской корзины в сети «Евроопт» на 26,3% ниже, чем в других сетевых магазинах Минска», - подчеркнул Игорь Котляров.

Кроме продуктовых товаров, социологи сравнили и некоторые (пользующиеся наиболее активным спросом) товары промышленной группы - стиральные порошки, шампуни, ополаскиватели для белья, зубную пасту и т.д. Выяснилось, что экономия на эти товары при покупке их в сети «Евроопт» по сравнению с другими точками ритейла составляет 22,6-69,1%. В денежном эквиваленте это более Br180 тыс. Если же суммировать экономию на промышленных товарах с продуктовой экономией, на выходе фактически получится цифра, равная среднедушевому минимальному потребительскому бюджету семьи из четырех человек.
Добавить комментарий
Проверочный код