Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Буровое и свайное строительство фундаментов в спб и пригородах.
№48 (822) 05 декабря 2011 г. Экономика

Как в водку опущенные

05.12.2011
Алкогольному бизнесу угрожают высокие акцизы
К концу 2012г. значительно повысятся акцизы на алкогольную и табачную продукцию. Таким образом правительство рассчитывает постепенно довести ставки до российского уровня. Например, водочные акцизы вырастут с $4-5 на 1 л 100-процентного спиртового раствора до $7,3. На сигареты ставки акцизов возрастут с $4,5-8,5 на 1 тыс. шт. до $9,5.


Впрочем, и без российского примера правительство намеревалось повышать акцизы на алкоголь, что закреплено госпрограммой по борьбе с алкоголизацией населения.

Но Россия планирует ужесточать фискальную политику по отношению к «вредному» бизнесу еще быстрее. В ближайшие три года страна более чем в 2 раза увеличит акцизы на алкогольную продукцию крепостью выше 9 градусов. Аналогичным образом повысится налоговый сбор с 1 тыс. шт. сигарет с фильтром - с RUR360 до RUR800. Так что если Беларусь решит накрепко привязать ставки к российскому тарифу, потребителям стоит ожидать серьезного удорожания алкоголя и табачных изделий.

Примечательно, что в России среди обилия поправок в налоговый кодекс лишь две позиции - алкоголь и табак - будут испытывать рост тарифов с опережением инфляции. Помимо незамысловатой цели пополнить бюджет инициаторы меры рассчитывают снизить потребление алкоголя, в первую очередь крепкого.

Так, ИК «Ренессанс Капитал» ожидает, что до 2015г. потребление водки сократится до 8 л на душу населения в год с нынешних 11,1 л, тогда как в 2004г. оно составляло 15 л. Часть спроса переключится на другие напитки, прежде всего вино и пиво, а в премиум-сегменте - на виски, текилу и ром. Однако эксперты указывают, что немалая часть населения, приобретающая недорогие марки, переключится на черный рынок алкоголя или суррогаты.

Впрочем, планы российского правительства более оптимистичны. Принятая в стране антиалкогольная концепция предполагает, что потребление алкоголя в стране должно сократиться в два раза, а злоупотребление напитками снизится на 55% к 2020г. Нелегальный рынок спиртного при этом должен исчезнуть вовсе.

Выводами о том, чего стоит ждать от повышения акцизов в Беларуси и России, с корреспондентом «БелГазеты» Эммой Равич поделился председатель правления Союза производителей алкогольной продукции России Дмитрий ДОБРОВ.

- Если к концу 2012г. Беларусь доведет ставку акциза до $7,3, тарифная политика по отношению к алкогольной отрасли будет идентична российской?

- Сейчас в России ставка акциза составляет RUR231 за 1 л чистого этилового спирта. Со следующего года будет RUR254, а с 1 июля 2012г. - RUR300. В 2013г. ставка вырастет до RUR400, в 2014г. - до RUR500. В пересчете на российские рубли ставка налога, которую предполагается установить в Беларуси в будущем году, составит около RUR226. Это чуть ниже российского показателя, но в расчете на бутылку разница даст копейки.

- Инициатива повысить акцизы до российского уровня исходит от российских производителей, которые защищают свой рынок?

- Особой угрозы со стороны белорусских производителей нет, скорее можно говорить о давлении украинских компаний. В российских сетевых магазинах белорусская продукция есть, но нельзя сказать, что она слишком широко представлена и составляет излишнюю конкуренцию российским производителям.

- Как российский алкогольный бизнес воспринял известие о более чем двукратном повышении акцизов в течение ближайших трех лет?

- Мы очень опасаемся, что такое увеличение ставки, особенно в 2013-14гг., которое выльется в существенный рост цен на алкогольную продукцию, в итоге приведет к росту нелегального рынка. Сейчас в России основной спрос приходится на алкоголь низкого ценового сегмента. Около 60-70% всей реализуемой в России легально произведенной алкогольной продукции продается по цене ниже RUR150 за пол-литровую бутылку. С ростом акцизов средняя цена на водку в 2014г. подберется к RUR300 за бутылку. При этом предпосылок для соответствующего изменения доходов населения нет. Покупательский спрос остается на прежнем уровне. Это значит, что может возрасти спрос на нелегальную продукцию, различные суррогаты медицинского и бытового назначения.

- Иными словами, жесткая фискальная политика не ведет к отрезвлению нации?

- Я ни в коей мере не спорю, что цена влияет на уровень потребления. Есть исследования, неопровержимо доказывающие: рост цены приводит к снижению покупок алкоголя. Но для этого нужно убить альтернативу легальной продукции. Не может быть такого, чтобы цена на легальный алкоголь повышалась, а «серый» оставался на рынке, да еще по цене в 2-3 раза ниже, и его никто не покупал.

Когда у человека есть палитра выбора - купить дорогую легально произведенную продукцию, недорогой контрафакт, настойку боярышника или размораживатель замков, - он не станет пить меньше. Обычно в качестве примера страны с высоким уровнем акцизов приводят Финляндию. Мне этот пример не очень нравится - там достаточно дорогой алкоголь, но при этом уровень алкоголизма довольно высок.

- Какая часть российского алкогольного рынка находится в тени?

- Как вы понимаете, нелегальные производители не отчитываются перед Росстатом, поэтому точных цифр никто не знает. По нашим оценкам, в последние годы доля нелегального алкоголя снизилась с 45-50 до 25-30%. Но есть опасность, что повышение ставки акцизов может подкосить эти ростки легализации рынка.

- Согласно некоторым исследованиям, с повышением акцизов россияне сократят потребление водки на 3 л на душу населения в год…

- Процесс снижения потребления крепкого алкоголя, прежде всего водки, идет уже более 20 лет. Если в советские времена на водку приходилось около 80% легального оборота алкогольной продукции, то теперь - примерно 60-65%. В советские годы на полках наших магазинов были в основном водка, пиво «Жигулевское», вино молдавское и грузинское. Сейчас же в каждой категории появился огромный выбор. Посмотрите, сколько у нас марок пива! Его потребление выросло в 5 раз. Кроме того, появились новые товарные категории, например слабоалкогольные коктейли. Основной потребитель водки - люди старшего и среднего поколения, молодежь отдает предпочтение другому алкоголю. Все это приводит к тому, что спрос перераспределяется с водки на другие напитки. Но это плавный процесс, связанный с поступательным изменением предпочтений.

Что касается влияния роста акцизов, то в идеальной ситуации с ростом цен должно произойти снижение потребления. Но до идеальной ситуации мы не дошли. У меня есть опасения насчет того, что потребление части водки будет заменено не «благородными» напитками, а нелегальным алкоголем.

- Представители других сегментов алкогольного рынка, напротив, опасаются усиления позиций водочников. Например, норма нового техрегламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», запрещающая реализацию алкоголя в ПЭТ-таре, больше всего ударит по пивоварам, т.к. вино и водка и так не продаются в пластике. Согласны, что это требование появилось под воздействием водочного и стекольного лобби?

- Если вы проследите за обсуждением проекта техрегламента, то убедитесь, что на принятии ограничений по использованию ПЭТ-тары настаивал Казахстан. Уверен, что никакого лоббизма со стороны водочников нет.

- А почему алкоголь и табак - единственные категории, акцизы на которые растут с опережением инфляции?

- Этот вопрос лучше адресовать Минфину, который инициировал повышение. Когда обсуждался вопрос повышения ставок, мы приводили свои аргументы в удобном для всех сторон формате.

- Сторонники повышения акцизов апеллируют к тому, что алкоголь и табак сейчас дешевле, чем при советской власти…

- Бессмысленно сравнивать - сейчас совсем другая потребительская корзина. То, как люди тратили деньги тогда, и то, как тратят их сейчас, - две большие разницы. Разве в советские времена в структуре трат семьи была такая статья, как мобильная связь? Не было и миллиона других вещей.

- Есть и другие доводы. Например, известный экономист Евгений Ясин убежден: тот, кто согласен пить денатурат, и сейчас не покупает водку; «вряд ли стоит жалеть тех, кто вымрет от употребления денатурата, - их уже ничем не спасти. А вот следующего такого поколения быть в России не должно»…

- Очень специфический подход, который я не могу комментировать.
Добавить комментарий
Проверочный код