Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (822) 05 декабря 2011 г. Дом

«Нужно повернуться лицом к частным застройщикам»

05.12.2011
 
О том, можно ли снизить стоимость строительства жилья, не ограничивая искусственно рентабельность строительной отрасли, по просьбе «Дома» рассуждал директор консалтинговой компании «Вива Капитал» (ТМ ViVa Invest) Вадим ТАЧКИН.


- У коммерческих застройщиков есть резерв для снижения цен?

- Снижение себестоимости строительства сегодня достигается в основном за счет изменения типа объекта недвижимости - все стараются больше строить не каркасно-блочных, а панельных домов. Застройщики применяют более дешевые стройматериалы, используют более простые архитектурные решения и минимизируют затраты на инженерную составляющую - те ноу-хау, которые применяются при строительстве жилых домов в сопредельных государствах, у нас пока не нашли широкого распространения. Застройщики отказываются от внедрения элементов системы «Умный дом», видеоконтроля, систем мониторинга и оптимизации расходования электроэнергии, рекуперации тепла и т.д. В лучшем случае к дому подводится оптоволоконный кабель и устанавливается система диспетчеризации.

Но строительство коробки здания - не самое дорогое. Значительная часть в себестоимости квадратных метров приходится на строительство инженерных сетей. Частные строительные компании получают в основном участки с обременениями - необходимо сносить объекты и отселять из них жильцов, строить инженерные сети. Ранее ожидалось, что государство будет подготавливать и обеспечивать сетями площадки, которые затем будут продаваться с аукционов. Но эти планы не реализованы: в бюджете недостаточно денег даже для своевременного и полного обеспечения инфраструктурой уже строящихся или построенных объектов, не говоря уже о подготовке территорий под будущую коммерческую застройку.

- Государство стимулирует застройщиков снижать цены, ограничивая их прибыль…

- Законодательство все больше ориентирует стройотрасль, в т.ч. ее коммерческий сегмент, на нуждающихся в улучшении жилищных условий. Строить с прибылью 5% коммерсантам не очень интересно. В сегодняшней ситуации высокой инфляции, ценовой неопределенности и оттока квалифицированной рабочей силы за рубеж закладывать 5-процентную прибыль рискованно: это чревато тем, что компания сработает в ноль, а то и в минус. Как следствие, строительные организации начинают новые проекты с большой неохотой и снижают объемы проектирования. Это очень опасно: сегодня не проектируешь - завтра нечего будет строить.

На мой взгляд, государство должно начать разгружать застройщиков, уменьшая эти обременения. Если раньше 80% вводимого жилья приходилось на квартиры для льготников, то теперь предполагается, что объемы льготного и коммерческого строительства будут постепенно выравниваться. Это значит, что государство и частники будут в равной мере участвовать в реализации программы по улучшению жилищных условий наших граждан.

Тем не менее условия, в которых работает большинство коммерческих застройщиков, нельзя назвать равными. Государство, как правило, стоит на свободных территориях, в новых микрорайонах. Там централизованно создается инфраструктура. Частникам же предоставляются площадки с обременением и предлагается самостоятельно создавать коммуникации, которые затем будут использованы в т.ч. и госзастройщиками. Нужно идти от обратного, повернуться лицом к частным застройщикам - передавать частным компаниям участки с созданной или динамично создаваемой инфраструктурой. Тогда у коммерческих застройщиков появится резерв для снижения цен, и они будут конкурировать за внимание дольщика наравне с госкомпаниями.

- Насколько в этом случае удастся удешевить строительство?

- Думаю, цена вполне может быть сопоставима с той, по которой государство строит аналогичные объекты для очередников. Госкомпания строит по нормам: ей все равно, по какой цене закупать, например, окна или двери. В отличие от госкомпаний, частный бизнес заинтересован в оптимизации своих издержек, разрабатывает минимально затратную логистику поставки стройматериалов, выбирает среди массы ценовых предложений наиболее выгодные, у него нет излишне раздутого штата персонала, а также непрофильных активов на балансе. Мы, например, строим панельные дома с привлечением мощностей ОАО «МАПИД». Уже сейчас с обременением и плановой прибылью цены в этих домах практически сопоставимы с государственными, по которым предлагается строиться очередникам во вновь создаваемых ЖСК. Думаю, если бы на рынке были созданы равные условия, произошло бы примерно то же, что случилось в розничной торговле: в супермаркетах и дискаунтерах, принадлежащих частным торговым операторам, цены зачастую ниже, чем в госторговле при достаточно неплохом качестве предлагаемого товара и более высоком уровне сопутствующего сервиса.
Добавить комментарий
Проверочный код