Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (820) 21 ноября 2011 г. События. Оценки

«Никто ни у кого не будет нахлебником»

21.11.2011
Россия, Казахстан и Беларусь слились в экономической интеграции
18 ноября президенты Беларуси, Казахстана и России подписали декларацию об Евразийской экономической интеграции. С 1 января 2012г. начинает работу Единое экономическое пространство. Управлять им будет наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) со штаб-квартирой в Москве. Во главе ЕЭК встанет Виктор Христенко, министр промышленности России. Три президента - Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев - озвучили примерно один и тот же тезис: «За 20 лет интеграционное количество переходит в качество ». Если интеграция будет успешной, к 2015г. главы государств договорились создать Евразийский экономический союз (ЕЭС).
Ярослав РОМАНЧУК



 Впервые речь идет об интеграционном образовании на основе принципов и стандартов ВТО. Впервые объединение происходит, когда одна из стран (Россия) де-факто стала членом ВТО. Впервые в основу интеграции положены принципы рынка (свобода перемещения денег, товаров, услуг и рабочей силы) и демократии в принятии решений наднациональными органами. Тот факт, что на самой последней стадии переговоров «Евразийский союз» стал «Евразийским экономическим союзом», говорит о том, что Россия впервые согласилась с мягкой интеграционной моделью Евросоюза образца 1970-80-х гг., отбросив попытки воссоздать СССР.

Сегодня тройка (Александр Лукашенко - Дмитрий Медведев/Владимир Путин - Нурсултан Назарбаев) не готова играть в политический союз. Тем не менее у каждого президента есть свои четко выраженные интересы. Расклад на краткосрочную перспективу, на реализацию Единого экономического пространства (ЕЭП), следующий.

 Участие Назарбаева в проекте ЕЭС является своеобразным гарантом независимости Беларуси. Человеку, который создал независимый Казахстан, явно не улыбается окончание политической карьеры в статусе генерал-губернатора возрожденной неосоветской империи. Поэтому именно казахстанский президент развеял сомнения в том, что речь идет о возрождении СССР. Ему тоже нужны противовесы. Россия для Казахстана - противовес Китаю. Россия для Казахстана - путь к самостоятельной торговле природными ресурсами в Европе, в экспансии капитала. ЕЭП - это для казахстанского бизнеса доступ к газо- и нефтепроводам, к железной дороге по одинаковым с российскими тарифам. Казахстан взял курс на радикальную модернизацию экономики. Он активно изучает опыт Сингапура и Южной Кореи. Российский рынок сбыта для казахстанских товаров критически важен. Поэтому Назарбаев и участвует в проекте ЕЭП и поддерживает идею Евразийского экономического союза.

Для Кремля ЕЭП - это спасение интеграционного лица, последний шанс показать россиянам и миру, что Россия способна выстраивать конструктивные, взаимовыгодные, прагматические отношения с соседями. Путь к ЕЭС - это продолжение игры с перспективой включения в него в первую очередь Украины. Отсюда следующий посыл уходящего российского президента относительно органов управления ЕЭП: «Это равноправная комиссия, она будет работать, надеюсь, эффективно, а принципы ее работы строятся на рыночных, демократических началах и, надеюсь, будут учитывать лучший мировой интеграционный опыт» .

Владимиру Путину важны имиджевые, стратегические проекты. Он понимает, что сломать через колено и принудить к некоему политическому образованию нельзя ни Казахстан, ни Беларусь. Кремль понимает, что остаться в серьезной интеграционной игре - это проводить единую ценовую политику по энергоресурсам с Беларусью, установить единые правила по транспортным перевозкам и доступу к трубам с Казахстаном. Вступление России в ВТО означает обязательство Кремля перейти на мировые цены на энергоресурсы и снизить торговые барьеры. Россия все равно обязалась это сделать, а тут заодно можно зацепиться за реальный интеграционный проект. К тому же ЕЭП и членство России в ВТО позволяют усилить давление России на Беларусь в плане проведения рыночных реформ и доступа российских товаров/капиталов на белорусский рынок.

Интеграционный проект чрезвычайно важен для Путина, который имеет в запасе 12 лет для модернизации России и нормализации отношений с внешним миром. Геополитическая игра за право быть одним из полюсов многополярного мира предстоит жесткая. В ней важно иметь союзников. Логично и прагматично начать реальное партнерство с Беларусью и Казахстаном, даже если в краткосрочной перспективе сократить доходы «Газпрома», «Роснефти» и РЖД.

Белорусский же президент одержал очередную важную тактическую победу. Он выжал максимум возможного из отношений с Россией и Казахстаном. Глава Беларуси не предложил партнерам ностальгический проект прошлого, а поддержал проекцию будущего. Как раз под амбиции и тактические интересы лидера каждой страны. Он прекрасно понимает мотивацию Путина и Назарбаева и отдает им пальму первенства в инициации и раскрутке ЕЭС. Взамен он хочет вполне конкретные вещи: газ по внутрироссийским ценам (в ЕЭП - равные условия для всех партнеров, и «Газпром» не имеет права на ценовую дискриминацию Беларуси), нефть и нефтепродукты без пошлин и разного рода премиальных надбавок/накруток.

Продажа «черного золота» должна идти на одинаковых условиях для Томска, Перми, Ярославля и Минска. То же самое касается электроэнергии. «Витебскэнерго», «Минскэнерго» и другие энергетические компании в условиях действительно равной конкуренции должны иметь право напрямую, без участия монополиста в лице «Интер РАО ЕЭС», закупать электроэнергию на рынке России. Только за счет таких энергетических договоренностей Беларусь в 2012г. получит по сравнению с текущим годом выгоду в $5-6 млрд., что оценочно составляет примерно 15% ВВП Беларуси после девальвации. Никакие временные потери от повышения пошлин на автомобили и другие группы потребительских товаров ни в какое сравнение не идут с этим выигрышем.

Александр Лукашенко постоянно подчеркивает тезис о равноправии партнеров и условий хозяйствования в рамках ЕЭП. Он в первую очередь имеет в виду правила функционирования рынка энергетических товаров. «Если мы будем разумно, на равноправной основе, как это сегодня у нас принято, сотрудничать, поверьте, мы только будем сближаться. Нас экономики к этому будут толкать. И никто ни у кого не будет нахлебником», - утверждает Лукашенко.

Вторая очевидная интеграционная выгода Беларуси - интенсификация сотрудничества с Казахстаном. Лукашенко тоже кровно заинтересован в том, чтобы Россия допустила казахстанские компании к нефте- и газопроводам, чтобы уравняла ж/д тарифы для открытия пути казахстанским энергоресурсам в Европу. Опять же - через Беларусь. А это загрузка белорусской инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджет, диверсификация поставок энергоресурсов для нашей страны, т.е. противодействие монополии «Газпрома» и нефтяному диктату Кремля (в рамках ЕЭП он от него должен добровольно отказаться). Для Лукашенко появляются новые сильные партнеры по модернизации ТЭКа. Акции Мозырского и Новополоцкого НПЗ могут быть проданы не только российским нефтяным компаниям, но также и казахстанским, под обязательства загрузки.

Третье преимущество Лукашенко и Беларуси от ЕЭП - сохранение и даже расширение доступа белорусских товаров на российский рынок. Это своеобразная страховка от Геннадия Онищенко, главного санитара российского рынка. «Самое главное, уйдут в небытие наши конфликты какие-то, непонимания, недопонимания и, в конце концов, какие-то «молочные», «сахарные» и прочие войны. Мы декларировали свободу передвижения товаров, услуг, капиталов. Это что, не для людей? Конечно, для людей», - заключил глава Беларуси.

Таким образом, белорусский президент сыграл по своему любимому интеграционному сценарию «утром деньги - вечером стулья». Он надеется, что на этот раз Кремль согласится на новый энергетический «интеграл». В ситуации макроэкономического кризиса внутри страны, самоизоляции от Запада Лукашенко выбрал для себя оптимальный вариант, правда, на краткосрочную перспективу. Как минимум - до окончания нынешнего цикла политических кампаний в России.

18 ноября 2011г. президенты трех стран поставили свои подписи под тем, что каждый из них обязуется поменяться, пойти на серьезные реформы, прежде всего во внутренней политике своих стран. Очень скоро, в 2012г., мы убедимся, чего стоит последний интеграционный «танец» на постсоветском пространстве.

Фото: daylife.com
Добавить комментарий
Проверочный код