Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (818) 08 ноября 2011 г. Тема недели

Когда размер имеет значение

08.11.2011
 
Управляющий директор Евразийского банка развития (ЕАБР) Сергей Шаталов, будучи в Алма-Ате, сказал много теплых слов о действиях белорусских властей, направленных на макроэкономическую стабилизацию. Однако положительное решение о переводе второго транша кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ) в Беларусь до сих пор не принято, поскольку республика не выполнила взятые обязательства по уровню ставки рефинансирования.
Сергей ЖБАНОВ



Последние достижения Беларуси на поприще макроэкономики, по мнению экспертов ЕАБР, неоспоримы - Нацбанк опять обрел независимость и восстановил единый обменный курс белорусского рубля. « Мы считаем правильными те шаги, которые были сделаны в плане повышения независимости Нацбанка, передачу от Нацбанка несвойственных ему видов экономической деятельности и активов. Потому что в любой стране центральный банк не должен вести хозяйственную деятельность» , - заявил Сергей Шаталов, выразив надежду, что «это позволит ему осуществлять независимую, эффективную, ответственную денежно-кредитную политику» .

Но, похоже, Шаталов несколько переоценивает управленческие перспективы Нацбанка, производя некоторую подмену понятий. Ведь когда говорят о независимости решений центрального банка, то в первую очередь имеют в виду президента и правительство, а не совхозы и колхозы. Не руководство сельхозпредприятий мешает сегодня главе Нацбанка Надежде Ермаковой повысить ставку рефинансирования до уровня, превышающего индекс потребительской инфляции (более 80%), а груз личной ответственности перед страной и президентом, назначившим ее на столь ответственный пост.

Поэтому Ермакова как-то пояснила депутатам ПП НС, что «если ее [ставку рефинансирования. - «БелГазета»]сделать 80%, то практически мы можем остановить всю экономику» . Однако Сергей Шаталов, в свою очередь, полагает, что это заблуждение, и призывает руководство республики не бояться реальных значений базовой ставки. Он напомнил, что в истории Беларуси уже был период, когда ее экономика прибавляла по 5% в год, имея ставку рефинансирования 120%. «Здоровый рост реальными положительными ставками никогда уничтожить нельзя» , - уверяет российский эксперт. Угроза дестабилизации макроэкономики, по его мнению, кроется как раз таки в очень завышенной отрицательной базовой ставке, с помощью которой создаются условия для финансирования любых отраслей, включая самые неэффективные. Это «привело к тому, что отрасли, которые не генерируют валюту, не экспортные отрасли стали очень быстро расширяться. Прежде всего это строительство» , - заявил управляющий директор ЕАБР.

В этой части Шаталов фактически повторяет выводы миссии Международного валютного фонда (МВФ). Тем не менее белорусское руководство не спешит отказываться от программы льготного кредитования жилищного строительства и даже готово увеличить его объем в IV квартале 2011г. На прошлой неделе премьер Михаил Мясникович доложил президенту о том, что «правительством на эти цели будут направлены соответствующие кредитные ресурсы, несмотря на все сложности, которые имеются на валютном и финансовом рынке» . И, судя по сообщению пресс-службы президента, Александр Лукашенко не осудил инициативу премьера, направленную на выполнение в 2011г. плана ввода в эксплуатацию 6 млн. кв. м жилья.

И в самом деле, не следовало бы заострять на данном событии особое внимание, если бы не те ограничения, связанные с программой кредитования ЕАБР, где расписаны все количественные контрольные показатели, от которых формально будет зависеть выделение Беларуси каждого из шести кредитных траншей. Согласно заключению управляющего АКФ, чистое эмиссионное кредитование в рамках гос-программ должно составить на 1 января 2012г. не более 4% ВВП, и этот показатель может стать решающим для выделения третьего транша.

Впрочем, прежде Беларуси необходимо получить второй транш, с которым уже не все ладно. По плану эти средства - $440 млн. - должны были поступить до 31 октября этого года. Но Шаталов предлагает обращать больше внимания на «наличие конкретных шагов правительства по корректировке сложившихся дисбалансов» , нежели на строгое соблюдение графика выделения средств. И напомнил, что Беларуси необходимо решить две «серьезные проблемы» : правительству следует сократить объемы кредитования госпрограмм, а Нацбанку - для устранения всех формальных препятствий для перевода второго транша - повысить ставку рефинансирования до реальных положительных значений.

Дискутировать тут не о чем, поскольку правительство и Нацбанк зафиксировали готовность соблюдать условие о поддержании основных процентных ставок на положительном уровне в годовом исчислении в письме о намерениях, направленном 2 июня председателю АКФ. «Данное условие будет достигаться путем ежемесячной ревизии ставки рефинансирования и ставок по инструментам Нацбанка по регулированию ликвидности банков с учетом фактического и прогнозируемого на предстоящие три месяца роста потребительских цен» , - сказано в документе, подписанном главами правительства и Нацбанка. Поэтому причина задержки второго транша довольно очевидна.

Представители ЕАБР не ставят под сомнение выделение этих средств. Однако пока неизвестны сроки заседания ни экспертного совета АКФ, ни самого совета фонда. «Пока нет и примерной даты проведения заседаний» , - цитирует агентство «Интерфакс-Запад» заявление представителя ЕАБР. При этом он отказался сообщить причину задержки. Ответ на этот вопрос мы попытались найти в документе под названием «Заключение управляющего АКФ по заявке Республики Беларусь на получение финансового кредита АКФ» . И, кажется, это нам удалось.

«В стремлении поддержать экономический рост и уровень жизни населения власти Беларуси могут продолжить политику несбалансированного стимулирования спроса через механизмы, не включенные в поддерживаемую кредитом Программу, или через административные меры регулирования экономики. Это затормозит устранение накопившихся в экономике дисбалансов… В случае, если меры политики такого рода будут противоречить основной цели кредита, данный вопрос будет выноситься на рассмотрение Совета Фонда» , - сказано в документе. И как только управляющий фондом, ведущий мониторинг ситуации, обсудит возникшие проблемы с правительством РБ, а затем дождется положительного решения совета фондом «о статусе выполнения всех условий матрицы реформ, являющихся предварительными условиями выдачи траншей» , он сможет осуществить перевод средств кредита, которые будут зачислены на спецсчет заемщика в течение пяти дней.

Добавить комментарий
Проверочный код