Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№44 (818) 08 ноября 2011 г. Экономика

У кого забрать деньги, чтобы хватило на реформы

08.11.2011
 
Всемирный банк в обстоятельном докладе «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста» подверг острой критике госполитику бюджетной и квазибюджетной поддержки сельского хозяйства, энергетики и коммунального сектора. Ежегодно государство закачивало миллиарды долларов в эти сектора, затягивая реформы. На выходе - тысячи госпредприятий стали хроническими бюджетными иждивенцами, которые готовы переложить груз новых издержек на плечи потребителей.
Ярослав РОМАНЧУК



Сельское хозяйство стало объектом особой критики Всемирного банка из-за огромной бюджетной помощи, которую правительство оказывает ему из года в год. Миллиарды долларов топятся в припудренную колхозно-крепостную систему - и никаких реальных реформ, никакой эффективности. По сути дела, Всемирный банк выносит однозначный приговор проводимой аграрной политике, одному из основных столпов белорусской модели.

Удельный вес этого сектора составляет 8% ВВП, но он получает до 5% ВВП в виде господдержки. В отдельные годы объем поддержки достигал 11% ВВП. Она осуществляется не только в денежной форме, но и посредством налоговых льгот и административных привилегий. «Результаты такой широкомасштабной поддержки вызывают обеспокоенность: сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, зачастую гарантированной государством», - констатируют эксперты банка.

Львиная доля поддержки сельхозпроизводства, по классификации ВТО, приходится на меры так называемой желтой корзины, т.е. искажающие рынок и торговлю. В 2008-10гг. их объем в среднем составил 86% всех затрат государства на сельское хозяйство. После вступления России в ВТО и начала функционирования Единого экономического пространства Беларусь будет обязана радикально изменить отношение государства к сельхозпроизводителям. В условиях неизбежного роста цен на удобрения на внутреннем рынке, коммерциализации отношений с производителями сельхозтехники и поставщиками топлива и горюче-смазочных материалов более 2/3 всех сельхозпредприятий рискуют оказаться банкротами.

Несмотря на многомиллиардную бюджетную помощь, сельское хозяйство продолжает кормить страну продуктами питания по ценам выше мировых. Правительство тратит на него 7,9% общих госрасходов: в 2005-09гг. в реальном выражении затраты увеличились на 50%. В 2009г. они составили примерно 4% ВВП, или 53% объема сельхозпродукции. Этот сектор получает наибольший объем помощи из всех отраслей экономики - около 40% всех расходов на национальную экономику. В то время как объем бюджетной помощи увеличивался, налоговые поступления от сельского хозяйства снижались. По оценке Всемирного банка, «объем полученных сектором чистых трансфертов в 4 раза превышает сумму чистой прибыли, заработанной сектором в 2009г., в то время как в 2005г. это превышение составляло 2,6 раза».

Помимо прямой бюджетной помощи сельское хозяйство - основной получатель налоговых льгот. Вместе с внебюджетными ресурсами поддержки они оцениваются более чем в 5% ВВП. Если бы такие деньги и льготы предоставлялись частным компаниям и предпринимателям, Беларусь по уровню благополучия была бы как минимум на уровне Польши или Словакии.

ВЫХОД ИЗ ЭНЕРГОЛОВУШКИ - ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ

Еще одна существенная статья госрасходов - поддержка жилищно-коммунального хозяйства, включая электроэнергию, сбор мусора, содержание жилого фонда и т.п. В 2010г. государство на эти цели тратило более 3% ВВП. В этом секторе активно используются схемы перекрестного субсидирования, объем которых составляет 1,7% ВВП.

Рост цен на энергоносители, импортируемые из России, оказывает серьезное воздействие на энергетический рынок. Около 97% электроэнергии Беларуси производится на основе переработки природного газа на ТЭЦ. Хотя цена российского газа все еще ниже уровня европейских рыночных цен, стране нужно готовиться к мировым, а не внутрироссийским ценам. За последние пять лет цена газа для Беларуси утроилась, но правительство явно медлит с адаптацией тарифов на коммунальные услуги к новым ценам на газ.

Бюджет страны тратит около 2% ВВП из-за заниженных энергетических тарифов. В реальном выражении они оставались неизменными с 2005г., а операционные убытки коммунального хозяйства выросли до 1,7% ВВП в 2009г. Самый весомый источник убытков - теплоснабжение домашних хозяйств, на который приходится 1,1% ВВП (на коммерческих потребителей - 0,06%). Убытки ГПО «Белэнерго» от продажи электроэнергии бытовым потребителям составили 0,28% ВВП, ГПО «Белтопгаз» - 0,27% ВВП. Кроме того «около 130 промышленных предприятий пользуются льготными тарифами на электричество, теплоснабжение и газ, что увеличивает общий объем энергетических субсидий на 0,28% ВВП».

Энергетические субсидии финансируются непосредственно из бюджета, а также через сложные схемы перекрестного субсидирования за счет прибыли от продажи энергии коммерческому сектору. Его объем в реальном выражении увеличился более чем в 2 раза, с 0,8% ВВП в 2005г. до 1,7% ВВП в 2009г. По мнению Всемирного банка, «энергетические субсидии являются неадресными и в значительной степени несправедливыми, снижают стимулы для повышения энергоэффективности и лишают сектор тех финансовых средств, которые необходимы для осуществления инвестиций в замену основных активов и текущих мероприятий по техническому обслуживанию».

30% домашних хозяйств с самыми высокими доходами получают 45% от общей суммы субсидий на коммунальные услуги, а 30% семей с наименьшими доходами - только 15% таких субсидий. Данные показатели говорят о том, что социальная система явно не настроена на оказание адресной помощи малоимущим, что особенно важно в условиях кризиса.

Всемирный банк рекомендует существенно повысить тарифы на теплоснабжение и электроэнергию. Он поддерживает планы правительства увеличить тарифы на теплоснабжение с 112 до 256% к 2014г.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Диапазон повышения тарифов на природный газ в реальном выражении должен составить 110-233%, на электроэнергию - 63-108%. Если не будет повышения тарифов для домашних хозяйств, объем бюджетного и перекрестного субсидирования на 2011-14гг. составит 1,9-3,9% в год в зависимости от уровня цен на природный газ. Нет сомнения, что тарифы на электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение нужно повышать. Если бы правительство с 2005г. постепенно увеличивало бы коммунальные тарифы, то сегодня они находились бы на рыночном уровне. Популизм же заблокировал необходимые ценовые и институциональные решения. В результате - удвоение стоимости тепла, электроэнергии и газа.
Добавить комментарий
Проверочный код