Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№41 (815) 17 октября 2011 г. Тема недели

«Дополнительных полномочий КГБ не получил»

17.10.2011
 
Свой взгляд на появление законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ об органах госбезопасности Республики Беларусь» изложил человек, чья работа на протяжении долгих лет регулировалась этим законом и документами под грифом секретности. Экс-замначальника управления КГБ по Минску и Минской области Федор КОТОВ разъяснил корреспонденту «БелГазеты» Елене Анкудо, зачем потребовалась модернизация закона, регламентирующего деятельность отечественных чекистов.
Елена АНКУДО



- Насколько своевременно внесение изменений и дополнений в деятельность органов госбезопасности Беларуси, неужели ранее эти полномочия что-то ограничивало?

- Законодательство нуждается в постоянном совершенствовании, в т.ч. в такой чувствительной для гражданского общества сфере, как работа милиции и деятельность органов госбезопасности. В советское время люди вообще не знали, что особые полномочия органов госбезопасности чем-то регулируются - такие законы вообще не публиковались. В СССР знали, что есть КГБ - вооруженный отряд партии, и этого было достаточно. Теперь мы учимся строить отношения органов КГБ как с другими ведомствами, так и с гражданами - гласно и публично.

По специальному положению все госорганы обязаны выполнять предписания органов КГБ, связанные с защитой госсекретов, согласовывать назначение на должность лиц, ответственных за сохранность госсекретов в других министерствах и ведомствах. Сегодня мы учимся делать это в т.ч. в сфере взаимоотношений гражданина и государства. Если в советское время слово «агент», произнесенное вслух, считалось разглашением служебной тайны, сегодня в законе об органах КГБ мы пишем о праве спецслужбы устанавливать конфиденциальные отношения с лицами для решения своих задач.

Ни одно государство в мире не может похвастаться абсолютным законодательством, не нуждающимся в изменениях. Даже такая страна, как США, подающая пример в вопросах защиты гражданского общества, и та внесла изменения в законы о полномочиях спецслужб после теракта 11 сентября. Законодательство постоянно требует изменений, иначе зачем парламент?

- Эксперты, критикующие законопроект, говорят, что этот документ появился еще 30 сентября, но госСМИ, обычно оперативно информирующие население о новинках законодательства, на этот раз промолчали. Законопроект готовился в режиме секретности?

- Законопроект готовился в недрах самого заинтересованного ведомства, у которого нет своего органа массовой информации. Не думаю, что сообщения на сайте КГБ о каждодневной работе - правильное решение, как, впрочем, и любого другого госоргана.

Шла планомерная, ежедневная, рутинная работа. Юридическое управление КГБ постоянно изучает проблемы, с которыми сталкивается и сам орган, и его оппоненты - госорганы или граждане нашей страны. Когда накопилось достаточно необходимых изменений, чтобы стилистически более точно изложить некоторые положения закона, сделать правильный акцент, избежать неоднозначности в толковании, КГБ выступил с инициативой. Началась обыкновенная процедура, о которой нет смысла информировать общественность. Со временем, когда проект рассмотрели специалисты, он появился на сайте, и те, кому это интересно, смогли с ним ознакомиться.

А с комментариями недоброжелателей я познакомился на одном из оппозиционных сайтов. Все, что оттуда вынес, - удручающее впечатление об уровне озлобленности некоторых читателей этого электронного СМИ. Выражения и эпитеты форумчан и вовсе не подходят для политического дискурса. Именно такая разнузданность в выражениях, совершенно несдержанное словесное поведение и генерируют в некоторых людях мотив совершить нечто подобное взрыву в нашем метро. В свое время даже матерное слово сказать публично стеснялись, краснели, если случайно вырвалось. Сегодня это стало всеобщим явлением. Когда девочки начинают материться, это свидетельствует об упадке общей культуры в обществе. И если в политическом дискурсе используются площадные выражения, то, естественно, становятся допустимыми и некоторые действия, о которых раньше и помыслить нельзя было.

- Но форумчан вполне можно понять - некоторые позиции законопроекта производят шокирующее впечатление. К примеру: «Сотрудник органов государственной безопасности не несет ответственности за ущерб, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники (…) когда он действовал в условиях, обоснованной профессионального риска…» Не кажется ли вам, что этим можно оправдать любое действие, даже явно незаконное?

- Да не поправки шокировали - шум и крик во многом был подан с другой стороны. Неужели вы верите, что чиновники Евросоюза высокого ранга столь внимательно изучили эти поправки, что увидели в них угрозу демократии и немедленно выступили с заявлением воздержаться от их принятия? Неужели они настолько хорошо знают нюансы белорусского законодательства? Уверяю, что никто не читал ни старый, ни новый законы, не сравнивал и не анализировал ни тексты, ни правоприменительную практику! Просто есть стереотип политического поведения таких чиновников: «Беларусь- Лукашенко - диктатура - долой!»

Изложенное в законе в новой редакции ничуть не изменило смысл прежнего акта. Просто появилась однозначность, описывающая действия сотрудника спецподразделения, который не несет ответственности в условиях профессионального риска. Были случаи, когда сотрудник спецподразделения применял оружие против вооруженного бандита, ранившего его ножом, а потом долго отписывался от попыток обвинить его в превышении пределов самообороны и нанесения неправомерного вреда. Сейчас четко сказано: ответственности сотрудник «не несет» !

Статья закона, которую вы процитировали, связана с другим - надо внимательно читать, изучать все обстоятельства применения сил и средств, которыми вооружен сотрудник, и последовавших за этим событий для потерпевшего. В связи с чем он так поступил, мог ли поступить иначе? Поправки еще не значат, что теперь у сотрудника полностью развязаны руки для произвола. Произвола никогда не было и нет - ни в правоохранительных органах, ни в спецслужбах. Действия сотрудников строго регламентированы и описаны.

- В статье, где описываются случаи применения сотрудниками КГБ физической силы, спецсредств, оружия, боевой и спецтехники, указана ремарка: и в «иных случаях, определяемых президентом Республики Беларусь». То, что они не прописаны в законе, наводит на страшные мысли: оружие может быть применено для устранения политических конкурентов…

- Ваш вопрос - как тень от трех пальцев руки, изображающая собаку в театре теней. У маленьких зрителей она вызывает ассоциацию с лающим псом и надвигающейся опасностью. Дети не видят, что это - тень, они видят то, что им внушают, комментируя изображение. В случае с законом - если кому-то захочется что-то применить в политических целях, это будет сделано, какими бы ни были законы. Даже «самые демократические» законы не помешали Джорджу Бушу совершить агрессию против Ирака и убить его президента. Не мешали они пытать политических заключенных в секретных тюрьмах ЦРУ по всему миру. Не мешают они и сейчас «гуманно» бомбить города в Ливии.

- Изменение ст. 10 «Контрразведывательная деятельность» - ответ на провокационные действия западных спецслужб накануне 19 декабря в виде финансирования лидеров оппозиции?

- Разведка и контрразведка - два неразрывно связанных процесса, известных со времен появления государств. У государств были, есть и остаются свои специфические интересы, в т.ч. по отношению к государствам ближнего и дальнего зарубежья. Есть разведывательные интересы, есть стремление и желание защитить себя от разведывательного проникновения - это остается актуальным и для современной Беларуси.

Что касается запрета на финансирование, то он был всегда, любое государство защищает свое внутриполитическое поле от воздействия извне. Банальное финансирование политической партии - это вмешательство во внутренние дела, внутреннюю политическую жизнь страны. По законодательству всех стран это запрещено, просто наш законодатель решил конкретизировать запрет, введя прямую ответственность за его нарушение. Ответственность, кстати, не такая страшная - речь идет о штрафах и недолгом административном аресте.

Получение неким политиком денег извне на политическую деятельность, должно ставить крест на его карьере. Ведь этот человек представляет интересы не своих сограждан, а тех, кто его финансирует. Попахивает коллаборационизмом, предательством национальных интересов. Авторитет такого политика на Западе скатился бы до нуля, о выдвижении на властную госдолжность не могло бы быть и речи.

- Наблюдатели назвали новые полномочия, позволяющие «входить беспрепятственно при необходимости с повреждением устройств (…) в любое время суток в жилые помещения или иные законные владения физических лиц, в помещения и (или) иные объекты государственных органов и иных организаций» реакцией на рост протестных настроений граждан в связи с ухудшением уровня жизни. В сложное время КГБ отводится основная роль в случае возникновения массовых волнений?

- КГБ никогда не отводилась решающая роль в подавлении массовых волнений, потому что он никогда не был многочисленной структурой. Это маленькая, компактная, профессиональная спецслужба. И нормы, прописанные в полномочиях сотрудников при преследовании преступника или проникновении в помещение, где он мог находиться, были всегда.

Дополнительных полномочий КГБ не получил. Государство всегда защищает интересы законопослушных граждан. А вот у тех, кто умышленно нарушает законы страны, наносит ущерб национальным интересам Беларуси, укрепление такой спецслужбы, как КГБ, всегда вызывало трусливый трепет и попытку апеллировать к любым недругам страны для своей защиты. А вот тратить на преследование законопослушных граждан деньги налогоплательщиков или своевольно применять властные полномочия по отношению к невиновным людям закон не позволяет. Это должностное преступление, за которое сотрудников МВД, КГБ или прокуратуры привлекут к уголовной ответственности.

- Как тут не вспомнить события 19 декабря и акции «топающих и мычащих», когда задерживали прохожих, случайно оказавшихся в эпицентре событий…

- Одно дело - случайно оказаться там, где идет буза и не успеть убежать, другое - из любопытства влезть в самую гущу. А там, где драка, не церемонятся. Вспомните, как действует полиция в западных странах - и женщин волокут за волосы, и дубинками бьют, и поливают водой.

Относительно случайных прохожих на массовых беспорядках в Минске, привлеченных к ответственности, пресса поднимала дискуссию: все озабочены - и общественность, и милиция, и законодатели, когда случайные люди попадают под административные репрессии. Человек должен понимать: если он не участник акции, а милиция неоднократно просит разойтись, объявляя, что акция незаконна, надо развернуться и уйти. Любопытство такого рода никогда не признавалось добродетелью. Оно может дорого обойтись.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Федор Котов родился в 1956г. в Минске. В 1978г. окончил факультет гидротехнического и дорожного строительства БПИ, затем - ряд специальных учебных заведений системы органов госбезопасности (контрразведка и разведка). Работу в органах госбезопасности начинал в 1983г. с должности младшего оперуполномоченного Минского райотделения управления КГБ по Минской области. Уволился в 2006г. с должности замначальника управления КГБ по Минску и Минской области. Полковник в отставке.
Добавить комментарий
Проверочный код